На каких только мам не насмотришься, совершая очередной объезд неблагополучных семей! Одни по доброй воле отдают детей в приют, словно в санаторий, другие и вовсе бросают их на несколько дней в нетопленных домах с пустым холодильником, а третьи –особенно коварны: они прикрываются ребёнком, как щитом, и от работы, и от побоев… В этот раз путь комиссии по делам несовершеннолетних лежал через Драчёнинское и Горняцкое сельские поселения, где немало таких горе-родителей.

Не та святая простота

Эта многодетная семья, живущая в Егозово, — пожалуй, одна из самых проблемных. С ней постоянно случаются неприятности разных масштабов – то старший сын непонятно где ночует, то соседские  подростки  стёкла в доме выставят. «Отчего же такие напасти?» – недоумевает мамаша. Ей, как видно, и в голову не приходит, что это она что-то в своей жизни делает не так.

— А почему это малолетки разгромили мой дом? – кричит она, широко распахивая  глаза.

Может, потому, что в посёлке она давно слывёт тетёхой, запустившей свой дом до состояния конюшни? А тут ещё она всей своей большой семьёй переехала к одинокому соседу. На её языке это называется «выйти замуж». Живёт себе припеваючи, а свою избушку закрыла на замок.

Тем временем подростки из посёлка, видя бесхозный дом, решили залезть туда и разжиться железом.

— Чуть было не сняли печную плиту, — кричит горе-хозяйка.  — Поймала, считай, на месте преступления.

К слову, даже в мирном разговоре женщина любит общаться на повышенных тонах, а в чертах её лица есть что-то южное, даже испанское. Так я её про себя и прозвала: «испанка».

Описанное выше – далеко не все напасти, что случались и продолжают происходить с «испанкой». Её средняя дочь получила инвалидность в младенчестве, причём по вине собственных родителей. В пьяной схватке муж замахнулся на жену, а она успела прикрыться грудничком – так девочка получила травму, которая сделала её недееспособной на всё жизнь.

Отец за это отсидел два года в тюрьме и был депортирован на свою родину, поскольку жил здесь нелегально, а мать осталась как будто и не при чём.  Сейчас она получает на девочку пособие по инвалидности и, конечно, нигде не работает.

Нетрудовыми доходами «испанка» тоже распоряжается крайне неаккуратно. Не умеет рассчитывать траты, постоянно берёт продукты в долг в местном магазине по завышенным ценам.

Только ленивый не облапошивает «испанку», которая никак не может разобраться в себе, а в особенности — со своим материнским инстинктом. Есть ли он у неё — тоже большой вопрос.

«Где ж ты, мой единственный?»

Интересная получается закономерность: в пос.  Егозово находится социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», именно там решено было построить дома, в которые заселили сирот. Со временем в «Надежде» оказываются дети бывших воспитанников центра. А те дома, построенные несколько лет назад, уже нуждаются в серьёзном ремонте, поскольку в подъездах выломаны входные двери, со стен сбита штукатурка.

В одну из квартир такого дома мы пришли с проверкой. Мама оказалась трезвой, а старшая девочка встретила нас с линейкой в руках. «Уроки делаешь?» — с облегчением  вздохнули члены комиссии. — Вот и хорошо».

Учебный год для ребятишек начался неплохо – они  снова дома с мамой. А вот лето было неудачным. Как-то их обнаружили одних, они бегали по подъезду и собирали  кем-то раскиданное печенье прямо с грязного пола. А где же была мама? Непонятно, известно только, что мамаша любит погулять. Но не просто так, а с определённым намерением: найти детям отца. Но все попытки этой молодой женщины до сих пор безуспешны.

В соседнем доме живёт другая мамаша, которой тоже очень нужно устроить личную жизнь. Но то ли она себя так низко ценит, то ли нормальные мужчины на неё не смотрят, а только решилась женщина найти себе мужа в местах заключения. Жених отбывает наказание, а она на свою зарплату доярки шлёт ему посылки. Заключённый, конечно, неплохо устроился, а вот ребёнку невесты приходится туго, ведь мальчишка  живёт впроголодь. Увещевания знакомых и коллег не помогают: мамаша, уже беременная вторым ребёнком, продолжает слать посылки неизвестному зеку, обделяя родного сына.

Юный гангстер

В пос. Новоильинский живёт один слишком самостоятельный мальчик, который, можно сказать, держит в страхе полдеревни. В 10 лет он уже промышляет воровством велосипедов, причём, похищая, он тут же разбирает свою добычу на запчасти, чтобы хозяин не смог опознать украденную у него вещь. Со временем аппетиты маленького ловкача начали расти,  и он взялся за кражу мопедов. Мальчик воспитывается без отца, а мать говорит, что никак не может с ним совладать.

С малолетним нарушителем работают инспекторы по делам несовершеннолетних, психологи и даже психиатры, но в мальчишку как будто бес вселился. Он просто уходит из дома и, ночуя в чужих сараях и банях, живёт своей жизнью. Специалисты пытаются ответить на такой вопрос: что же с ним происходит и есть ли способ что-то изменить?

Судя по реакции, мама уже не верит в исправление сына, а инспекторам и комиссии приходится бороться. Его старшая сестра тоже раньше была проблемной девочкой, по каждому поводу лезла в драку, а теперь исправилась. Может, в этой семье как-то по-особенному переносят переходный возраст? Вопрос остаётся открытым, но велосипеды и мопеды соседям мальчика лучше держать под замком.

P.S.

Члены комиссии вновь напомнили безалаберным родителям об их ответственности. Проверки будут продолжаться до тех пор, пока семьи, поставленные на учёт, не изменят своих привычек. На начало года в районе насчитывалось 115 таких семей, сегодня их численность снизилась до 82. По словам секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав М.Н. Никитиной, такое снижение объясняется несколькими причинами: семьи переезжают, дети взрослеют и автоматически выводятся  из-под надзора комиссии. Но среди этих семей немало и таких, где родители, наконец, осознали, от кого на самом деле зависит будущее их детей…

Наталья ШАКУРИНА.

Добавить комментарий