Крупные слезы катились из Светланкиных глаз, когда смотрела она в окно вслед уходящей женщине. «А вдруг мамочка не вернется и навсегда забудет меня здесь?», — всхлипывая, говорила девочка воспитателю. Но Наталья Дмитриевна возвращалась. Каждый вечер после работы спешила она в садик, чтобы забрать малышку домой. А как иначе? Душой и сердцем прикипела она к приемным детям — шестилетней Светланке и её братику Диме, который совсем недавно пошёл в первый класс.    

Дочери уже давно выросли, а повзрослев, разлетелись в разные стороны. Тоскливо стало в доме Натальи и Ивана Бормотовых: порой так не хватало им топота маленьких ножек и звонкого детского смеха. А ведь о том, чтобы взять под опеку ребёнка, они и не задумывались даже: хоть и обеспеченная, но всё ж немолодая семья. Вдруг откажут? Судьба к этому ответственному шагу подтолкнула их сама. Передачу «Мама, найди меня» по местному ленинск-кузнецкому телевидению Наталья смотрела регулярно, и каждый раз, когда глядела на беззащитных малышей, от жалости сжималось её материнское сердце: «Сколько детей растут, не зная счастья и любви».

Обижать нельзя!

Возможно, так бы всё и осталось на своих местах, если бы однажды на экране не промелькнули два очаровательных личика — Светланки и Димы. Погодки, братик с сестренкой, врезались в душу так, что как бы ни старалась Наталья, забыть их не получалось. «Вань, давай в детский дом съездим. Возьмем ребят погостить?», — предложила она супругу. И Иван, не раздумывая, согласился. Через несколько дней, после оформления гостевого разрешения в опеке, ребятня уже обживала обустроенную по случаю их приезда просторную спальню. Расстаться с ними Иван и Наталья так и не смогли… И хоть сегодня Света и Дима, которых Бормотовы взяли под опеку в 2006 году, выросли и создали свои семьи, они регулярно продолжают навещать свою любимую приёмную маму, которая за эти годы воспитала столько приёмных детей, что сосчитать их можно разве что на пальцах двух рук.

Наталья и сама росла в большой и дружной семье, где было шестеро детей. Отца не стало, когда ей едва восемь лет исполнилось. «Мы не ругались никогда, не ссорились, не дрались. Друг за друга горой стояли. Весь Клейзавод знал, что Банниковых обижать нельзя!», — улыбаясь, вспоминает юность многодетная мать.

Замуж Наталья вышла рано и по большой любви. И ведь не прогадала. Иван оказался прекрасным мужем и замечательным отцом. Первая дочка Оленька появилась на свет спустя год после свадьбы, потом Наталья подарила мужу ещё двух малышек — Галину и Екатерину. Жизнь текла своим чередом. Дочери выросли, повыходили замуж, но уезжать от родного дома далеко не стали, обустроились тут же, неподалеку, в родном поселке Клейзавода.

Обрести семью

«Наташ, зачем тебе это надо? Уже скоро свои родные внуки под стол пешком бегать будут», — говорили ей знакомые. А Наталья их и не слушала вовсе. И правильно делала. Её материнской любви с лихвой  на всех 15 приёмных детей хватило. Найти с ними общий язык для неё большого труда не составило. Главное, не держать ребят в ежовых рукавицах: им на их веку и так сполна хватило горюшка. Доброта, уверена Наталья, подберёт ключик к любому детскому сердцу, даже к тому, в котором льдинка поселилась.

Через год после переезда в их дом Светланки и Димы Наталья решилась взять под опеку ещё одного мальчугана — Витю, воспитанника Краснинского детского дома. А потом как-то всё закрутилось само собой: Настя, Дима, Рома – ребятишкам, оказавшимся в детдоме, она помогала обрести новую любящую семью. «А по-другому я никак не смогла бы, — разводит руками многодетная мама. – К заботе быстро привыкаешь». Рассказала она и о том, как дети помогли ей пережить горе. Когда не стало её Ивана, казалось, мир в одночасье рухнул, и если бы не детишки, он, мир, наверное, так бы надолго и остался серым.

Никогда не устает Наталья радоваться успехам уже повзрослевших ребят: «Они молодцы. Нашли себя в жизни. Своя работа, семья. У кого-то даже детки есть!». А ведь в своё время Наталье Дмитриевне пришлось изрядно похлопотать, чтобы у каждого из них после совершеннолетия был и кров над головой, и сбережения на книжке. Оперившись и обустроив жизнь, дети снова и снова возвращаются к маме Наташе. В доме дорогим гостям рады всегда: «Порой у забора целый автопарк собирается. У ребят ведь теперь свои машины. Так что на день рождения или новогодние праздники все дружно приезжают!».

«Мы в пожарные пойдем!»

Таким моментам, когда вся семья собирается вместе, рада, конечно, не только Наталья Дмитриевна, но и остальные домочадцы. Сейчас многодетная мама воспитывает девятерых приёмных детей, двое из которых — с ограниченными возможностями. «Может, подумаешь? К таким особый подход нужен, а у тебя и так дел невпроворот!», — советовали Наталье. Но она не спасовала перед трудностями: «Кто ж ещё о них позаботится, если не я?». Доказывать свою правоту ей не пришлось: отзывчивый, ласковый Илья и скромная тихоня Лиза быстро влились в семью, сдружились с остальными ребятами так, что водой не разольешь. Да и всех проблем у Натальи с ними — разве что в коррекционную школу (которая в городе находится) отвезти, да с уроками помочь. И ведь на редкость талантливыми оказались ребята, хотя прежние приёмные родители были не совсем довольны их успехами. Недаром говорят: внимание, любовь и уважение творят настоящие чудеса.

Ещё четверо детей — Артём, Серёжа, Максим и Света — переехали в дом к Наталье почти сразу, как узнала она, что малые без мамы и папы остались. «Не чужие они мне — внучатые племянники», — вздыхает приемная мать. После гибели родителей братьев и сестричку разлучать не стала, взяла на воспитание всех: «Свои, родные кровиночки. Даст Бог, на ноги подниму». Ещё трое усыновленных детей — Елизавета, Алексей и Данил — уже почти взрослые, состоявшиеся люди. Даня, к примеру, учится в техникуме, планирует связать свою жизнь с угольной отраслью.

Как любой любящей матери, хочется ей, чтобы ребята, повзрослев, получили достойную профессию. Впрочем, здесь их интересы полностью совпадают. Елизавета, которая заканчивает 8-й класс, планирует поступить в медколледж, а пятнадцатилетний Алексей хочет пойти в МЧС. Света уверена, что обязательно выучится на педагога. И даже у первоклашек Сережки и Максимки есть заветная мечта. «Мы пожарником и полицейским будем! — с гордостью рассказывают о своих планах мальчишки. – Мама сказала, что самая классная и крутая работа — это та, которая людям помогает!».

Чужих детей не бывает

Так уж принято, что в их семье всё делят поровну: и подарки, и хлопоты по хозяйству, и готовку, и даже простудное заболевание у них бывает одно на всех. На выручку в такие «хворые» дни приходят родные дочери: и за лекарством  съездят, и температуру смерят. К слову, Екатерина, живущая по соседству, пошла по стопам матери. Однажды и её материнское сердце не выдержало: усыновила она троих ребят из детского дома. «Я много лет отработала в социально-реабилитационном центре «Надежда». Всякое повидала. Иногда привезут такого маленького, колючего, ощетинившегося «ёжика», к которому и подход не знаешь, как найти. А потом поговоришь по душам, прижмешь к себе, и ребёнок совсем другим становится. Нежным, ласковым», — улыбнувшись, делится Катя.

Особых секретов воспитания у Натальи Дмитриевны нет, а ведь ей в одиночку удается сделать почти невозможное — поднять на ноги даже самых «безнадежных» ребят, от которых отказываются другие семьи. В чём загадка? «Да нет у меня никаких тайн, — пожимает плечами она. – Главное – это доверие, ну и, отчасти, ненавязчивый контроль. Если вижу, что ребята обижаются, стараюсь выяснить, в чем дело, а если требуется, так и совет дам».

Если поладишь с детьми, считает Наталья, считай, что семья сложилась. А ещё для семейного счастья нужно иметь большое доброе сердце, в котором места хватит каждому ребенку. И неважно, родной он или приёмный. Чужих детей не бывает, так ведь?

Марина Левкович.

Фото автора и из архива Н. Д. Бормотовой.

 

 

Добавить комментарий