Год назад у меня появилось желание побывать в горах. Думаю, что произошло это благодаря Антону Миронову, автору рубрики о путешествиях, которая уже многим из вас полюбилась. Довольно быстро желание превратилось в мечту о походе на Поднебесные Зубья — туристический район в Кузнецком Алатау. Мне посчастливилось воплотить её в жизнь в конце июля. Если бы мне сказали заранее, что будет нелегко, то я бы всё равно не отступила. Интуитивно я понимала, что позднее обо всех тяготах я буду вспоминать с улыбкой. А достойной наградой для меня станет возможность увидеть своими глазами природную красоту, насладиться свежим воздухом и особенной атмосферой походной жизни.

Готовься к походу с умом!

Перед отъездом я не спала сутки. Днём я собирала вещи в рюкзак, руководствуясь видеороликами из Интернета, а потом попросту не смогла заснуть, предвкушая увлекательное путешествие. В голове всё крутились мысли о том, чтобы не забыть ничего важного. Так как в горы я отправлялась впервые в жизни, то для меня важными вещами были все. Ох уж эти бывалые туристы с каналов о выживании! Благодаря их рекомендациям я набрала очень много лишнего. В итоге мой рюкзак объёмом 60 л был набит на все 80 л. Я ошибочно думала, что чем больше взять, тем лучше.

Шагать с ним было очень тяжело, хотя расстояние, которое нам предстояло пройти пешком, чтобы добраться до приюта, было не таким уж и большим. Не могу передать словами, как я позднее радовалась тому, что мы остановимся в приюте, ведь спальные мешки и палатки тащить на себе не пришлось.

Моя подруга и наш гид по совместительству Екатерина Коротыгина заехала за мной в 3.20. Катя ходила в поход на Поднебесные Зубья несколько раз: сначала со своим дядей – заядлым туристом, а в прошлом году — в составе тургруппы. После вдохновляющих рассказов подруги мне казалось, что сходить в поход на три дня — это проще паренной репы. Этим летом Катя впервые повела туристов-новичков из числа своих знакомых и друзей полюбоваться останцами, водопадом и видами, открывающимися с пика Поднебесный. Кроме меня, в поход отправились ещё пятеро взрослых (Анна, Юлия, Анастасия, Любовь, Марк), а также трое детей — Кристина, Ярослав и Гриша.

За три часа мы благополучно доехали до Междуреченска. Какую-то часть пути мы ехали под сильным дождём, однако ненастная погода не испортила нам настроение.

В 7.50 мы уже сидели в электричке и улыбались, поглядывая в окно. Через 1,5 часа мы прибыли на станцию Лужба. Героем я себя почувствовала уже после того, как мы вышли из вагона. Сначала я тащила свой огромный рюкзак до лодочной переправы, потом закидывала его в бортовой «Урал», на котором туристов доставляют до Талькового карьера, а после высадки ещё 1,5 км тащила рюкзак до приюта. К счастью, я справилась. К слову, в кузове «Урала» я ехала тоже в первый раз. Незабываемые ощущения, обязательно попробуйте!

Первый маршрут и первые открытия

Мы перевели дух, лишь добравшись до приюта «Снежный барс», который вместе с деревянной часовней, расположенной неподалёку, является мемориальным комплексом. Он был построен в честь погибших легендарных альпинистов Юрия Утешева и Александра Фойгта. Их фото я увидела на фасаде приюта и на 1-м этаже на стене. Всё рассмотреть мне в этот день не удалось, так как, перекусив лапшой быстрого приготовления и выпив чаю, в 13.00 мы уже выдвинулись в путь по первому маршруту. Удивлялась я всему, ведь в этих краях я никогда не была. Лес мне показался зелёным-презелёным. В памяти всплывали пейзажи, которые рисовали русские художники Иван Шишкин, Аполлинарий Васнецов и другие.

До Алгуйского водопада мы преодолели два километра. Слово «преодолели» употребляю намеренно, потому что пока мы шли до него, я поняла, что такое потеря и набор высоты. Иными словами, мы то спускались вниз, то поднимались вверх. К водопаду мы как альпинисты спускались по вертикальным склонам при помощи верёвки. Страшно мне было недолго, тем более что Катя постоянно объясняла, где лучше пройти. Немного побыв у прекрасного Алгуйского водопада, я осмелела и спустилась по верёвке ниже, где смогла полюбоваться его порогами. Даже руку засунула под ледяную воду! Созерцала великолепие природы, стоя на небольшом выступе. Один неверный шаг, и можно было улететь в тартарары или выронить телефон, на который я старалась запечатлеть окружающие пейзажи. Дух захватывало!

Подниматься по верёвке вверх было уже проще. Страх, что она может оторваться, исчез, как будто его и не было. Замечу, что и самая юная участница похода, 9-летняя Кристина, и самая взрослая, 53-летняя Любовь, благополучно преодолели эту дорогу.

Алгуйские тремолиты

Уникальные останцы, возвышающиеся среди тайги на высоту до 10-15 м, стали нашим вторым местом силы. Особенно эффектно выглядел останец, обвитый корнями кедра, растущего на его вершине. Жаль, что там мы были недолго, так как намечался дождь. Выражение, которое я слышала раньше («в горах погода меняется быстро»), для меня стало более понятно.

Небольшой дождь нас застал прямо во время посещения останцев. Облачившись в дождевики, мы продолжили свой путь. Вот тут-то нам и пригодились трекинговые палки. С одной палкой было идти удобно, особенно по глиняным тропам, которые во время дождя становятся весьма опасными.

Жёсткого тайминга у нашей тургруппы не было — мы шли и отдыхали по самочувствию. Я всё время отставала от группы, потому что много снимала и фотографировала, приходилось догонять. Во время привала я успевала отдохнуть, однако во время ходьбы дышать мне было трудно. Я подумала тогда, что это я горе-спортсмен, но оказалось, что в горах многим трудно дышать, потому что не хватает кислорода. Об этом известном факте я совсем забыла.

Мы вернулись в приют без сил. Взрослые были в восторге, чего нельзя было сказать о детях. Наверное, в силу возраста и малоподвижного образа жизни в городе не все оценили по достоинству такой марш-бросок. Как я узнала позднее, ребята смутно представляли, куда они едут вместе со своими отважными мамами. Я, в свою очередь, в этот день поблагодарила себя за то, что на протяжении двух лет делаю растяжку утром и вечером. Благодаря этому на следующий день я проснулась без боли в ногах, готовая к новым личным рекордам.

С девчонками вместе покорили пик Поднебесный

Утром следующего дня, после завтрака, в 10.00 мы отправились по второму маршруту. Дети единогласно решили остаться в этот день в приюте. Покорение пика Поднебесный, который зачастую называют в народе «пиком Дураков», дался мне ещё труднее. Мы буквально взбирались в гору: сначала через лес, по земляным тропам с выступающими корнями деревьев, потом — по курумнику. Видеть монументальные камни на фото друзей и идти по ним достаточно долго – это кардинально разные вещи. Поначалу страшно. Я шла осторожно, и как только почувствовала, что страх пропал, чуть не оступилась. Оказалось, что более мелкие камни лежат неустойчиво и лучше идти по большим. Замечу, что стопы при такой ходьбе гнулись во все стороны. До креста, который установлен у подножия пика Поднебесный, мы поднимались порядка трёх часов. После каждого привала я наивно полагала, что мы скоро достигнем цели. Потом я запретила своему мозгу надеяться на спасение, и идти стало намного легче. Когда нам встречались туристы, то они приветливо здоровались. По словам нашего гида, здороваться со всеми, кто встречается на пути в горах, – это добрая традиция. Узнав об этом, мы начали улыбаться и здороваться со всеми туристами. В ответ мы получали много же позитива и улыбок.

На вершине забываешь обо всём

Когда я поняла, что мы добрались до подножия пика Поднебесный, я почувствовала себя абсолютно счастливой. Мы кричали от радости во всё горло! Немного отдышавшись, мы побежали фотографироваться с девчонками на каменных остроугольных глыбах прямо над пропастью. Потом мы пили чай с нехитрой закуской вроде лаваша с килькой и паштетом. Трапезу завершили, съев по конфетке. Набрав воды в горном ручье, мы отправились до самого «пика Дураков». Оказавшись на вершине, я уже позабыла о том, как нелегко мне было туда добраться. Радовалась как ребёнок, смотрела по сторонам и не могла отвести вгляда от прекрасных видов, которые открылись нам на высоте 1500 м над уровнем моря. Меня переполняла радость, и уже не тяготила мысль, что предстоит обратная дорога.

Когда жару сменил мелкий тёплый дождь мы выдвинулись в сторону приюта. Большую часть пути мы преодолели, не сильно обращая на него внимание, беззаботно болтали обо всём и смеялись, но со временем дождь усилился. Небольшой участок по курумнику во время дождя проходить было страшновато. Я осторожничала и приговаривала себе: «Тише едешь, дальше будешь». Когда мы добрались до приюта, в ботинках уже хлюпало. Так как я не защитила рюкзак от дождя, всё, что в нём было, намокло, в том числе и телефон. За ужином мы узнали, что кто-то из туристов сломал ногу, спускаясь по курумнику. Люди вызывали вертолёт МЧС, чтобы доставить пострадавшего в больницу. Вывод я сделала быстро: осторожность в походе – залог того, что ты вернёшься целой и невредимой, пусть и с испорченным телефоном.

К слову, я воспользовалась советом управляющего приютом и засыпала гаджет гречкой, которой мы запаслись с лихвой. И чудо свершилось: спустя несколько часов телефон заработал!

Уезжать совсем не хотелось

Утром третьего дня я проснулась рано, чтобы собрать вещи и прогуляться вокруг приюта. Жить в большом гостевом домике на Поднебесных Зубьях было очень комфортно, тем более что после возвращения со второго маршрута нас ждала жаркая баня, после которой мы быстро уснули. Домой мы возвращались по той же схеме: пешком — на бортовом «Урале» – на лодке – на электричке. Только почему-то в день нашего отъезда вместо трёх «Уралов» прибыл один. Нашей группе повезло, и мы в полном составе попали на борт, а остальные туристы пошли пешком до станции Лужба. Они преодолели порядка 10 км под мелким дождём по глиняным тропам. Но, как ни странно, в уютное кафе на станции, в котором мы расположились в числе первых, все заходили довольные. К слову, за три дня я не встретила ни одного угрюмого или грустного человека. Наверное, в горах такое невозможно. Пообедав в кафе, мы ещё пару часов просто общались друг с другом и со случайными собеседниками в ожидании лодки. В этих разговорах была особая магия, от которой на душе становилось теплее. Столько историй о походной жизни я никогда не слышала.

Вечером, когда я разбирала рюкзак, наполненный мокрой и грязной одеждой, я улыбалась сама себе и мысленно прикидывала, что я точно не возьму с собой, когда пойду в следующий раз в горы. Благодарю свою смелую подругу Катю от имени нашей дружной компании туристов за идеальный поход и поддержку!

P.S. Что ж, без электричества и сотовой связи три дня прожить вполне реально. На смену повседневным делам и привычным развлечениям обязательно придёт что-то другое. Будь то прогулки по лесу, горам, разговоры по душам или наблюдение за горностаями, резвящимися рядом с приютом. Нам не хотелось уезжать. По дороге домой мы уже планировали, когда вернёмся на Поднебесные Зубья и увидим новые уникальные природные чудеса, которые важно не только любить, но и беречь!