Общаться с людьми нам помогает речь, а жесты, мимика, сигналы тела гармонично дополняют её. Умение говорить – пожалуй, один из самых важных социальных навыков, который мы приобретаем в детстве и бережно шлифуем, словно драгоценный камень на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, многим бывает трудно разговаривать из-за нарушений речи. В такой ситуации на помощь приходят дефектологи. Накануне Международного дня логопеда мы побеседовали с Галиной Гильдебрандт, логопедом-дефектологом раннего развития.

 

— Галина, знаю, что раньше вы трудились в другой сфере. Расскажите, как вы пришли к решению сменить профессию?

— В юности очень хотелось стать одним из тех серьёзных специалистов, которые работают в офисе. Поэтому первое образование у меня экономическое. Последние пять лет я успешно справлялась с обязанностями начальника финансово-экономической службы на угольном предприятии. Коллектив был дружный, зарплата хорошая, но в какой-то момент поняла, что не получаю морального удовлетворения от своего труда. Меня это огорчало. Я начала прислушиваться к своим желаниям и задавать себе вопросы: чем я хотела бы и могла заниматься в удовольствие, чем могу быть полезна другим?

— Сколько времени потребовалось, чтобы понять, что логопедия – это то, что нужно именно вам?

— От того как мы говорим, в нашей жизни многое зависит. Мне сложно сейчас сказать, в какой момент я поняла, что хотела бы помогать детям улучшать речь. Помню, что сначала я рассказала мужу Сергею и подругам о том, что хочу сменить сферу деятельности. Они выслушали и поддержали меня. Вдохновившись, я начала шаг за шагом двигаться к желаемой цели. Больше года училась онлайн в Московском институте дополнительного образования и совмещала учёбу с работой. Возможно, я сменила профессию потому, что в детстве не получила достаточно тепла, так как росла только с папой. Во мне накопилось много любви, которую хочется отдавать.

— Логопедом-дефектологом вы начали работать сразу после обучения?

— Нет, через полгода обучения я поняла, что необходима практика. Я нашла объявление в Интернете. В один из городских детских развивающих центров требовался логопед. Я успешно прошла собеседование и начала заниматься с детьми. То есть после основной работы в один из будних дней я бежала на консультацию или занятие, плюс к этому проводила уроки в субботу или в воскресенье. Муж видел разницу: с одной работы я возвращалась, мягко говоря, невесёлая, а после занятий с детьми я буквально порхала. Полтора года назад я уволилась и всецело посвятила себя делу, которое делает меня счастливой и улучшает жизнь детей и их родных.

— Галина, какие проблемы вы помогаете решать?

— Я помогаю избавиться от некоторых недостатков речи. Работаю с детьми не только над правильным произношением, над постановкой звуков и слогов, но и с такой особенностью речи, как заикание. Скорректировать большинство недостатков проще всего в детском возрасте. Ко мне приходят дети от 2 до 14 лет. Иногда я помогаю выявить проблемы и в психическом развитии. В моей практике был случай, когда 5-летний ребёнок совсем не говорил. После диагностики по моей рекомендации родители обратились к неврологу. Впоследствии ребёнку поставили диагноз «аутизм». Для того чтобы понять, необходима ли моя помощь ребёнку, я всегда знакомлюсь с ним и провожу диагностику.

— В чём заключается такая диагностика?

— Существуют различные методы. К примеру, обязательно проверю строение языка, попрошу ребёнка высунуть его и убрать назад, поднять на верхнюю губу, пощёлкать и др. Понаблюдаю за координацией движений, обращу внимание, смотрит ли он в глаза. Попрошу его выдуть, к примеру, мыльные пузыри и посмотрю, есть ли у него воздушная струя — энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха речь у детей нарушена. Они проглатывают окончания слов, говорят «взахлёб» и т.д.

— Я правильно понимаю, что в ситуации, когда родители заметили в поведении ребёнка, в его речи что-то, что их обеспокоило, им необходимо обратиться к специалисту как можно раньше?

— Да, всё верно. Если есть какие-то нарушения, их проще исправить в раннем детстве, иначе ситуация может усугубиться. Сейчас даже к первоклассникам требования строже, чем раньше. Например, придя в школу, они уже должны уметь читать. Поэтому хотелось бы, чтобы родители понимали, кто такой логопед. Это не просто человек, который научит ребёнка выговаривать букву «р», это специалист, который поможет наладить общение с окружающими и легче социализироваться. Отмечу, что у всех разное представление о том, что есть норма. Одни родители считают, что их ребёнок говорит плохо, если он не читает наизусть стихи, а другие говорят так, если в действительности их малыш не может вымолвить ни слова. Поэтому профилактическая консультация зачастую может многое прояснить.

— Профессия логопеда-дефектолога наверняка, как и многие другие, требует постоянного развития.

— Да, безусловно. Я регулярно посещаю семинары, которые проводят более опытные коллеги. Недавно прошла обучение и теперь могу работать с детьми, которые заикаются. Два месяца назад ко мне на занятия начал приходить 14-летний юноша. Бабушка совершенно не знала, как помочь внуку, который входит во взрослую жизнь и испытывает трудности. Никто не понимал, что он говорит. К счастью, уже есть результат. Школьник практически перестал заикаться.

— Галина, не жалеете о том, что сменили профессию?

— Нет, потому что я иду на работу с радостью. Я счастлива, когда на пороге появляются мои юные пациенты. Мне тепло на душе, когда я вижу их счастливые глаза и улыбки. Мне нравится, что дети называют меня просто по имени. «Галя» из их уст звучит особенно красиво. Очень приятно видеть их успехи и осознавать, что в этом есть и моя заслуга. Некоторые ребята живут в других городах, но связь мы всё равно поддерживаем.

Беседовала Мария Гришина.

Фото автора.

Наше досье

Галина Гильдебрандт, 33 года. В феврале 2022 года прошла профессиональную переподготовку в Национальном исследовательском институте дополнительного образования и профессионального обучения с присвоением квалификации «Учитель-логопед, дошкольный педагог-дефектолог». В 2021 — 2022 гг. окончила более 10 курсов, среди них: «Логоритмика» «Коррекция звукопроизношения», «Заикание у детей и подростков», «Логомассаж» и многие др.

Добавить комментарий