10 ноября — День сотрудников органов внутренних дел. В профессиональные праздники принято говорить о хорошем, однако правоохранители ежедневно сталкиваются не с радостями, а с проблемами людей. Они, как никто другие, видят изнанку человеческого общества, связанную с самыми низкими и подлыми поступками, в том числе и с преступлениями, порой очень тяжкими, о которых обычному человеку и думать страшно. Они берут на себя установление всей картины происшествия, поиск виновного и добиваются, чтобы тот понёс справедливое наказание.

С чего всё начиналось

Разными путями приходят работать в правоохранительные органы. Майор юстиции Дмитрий Александрович Маренич вспоминает: и он с детства задумывался об этом. Ему хотелось помогать людям, Родине. Детская мечта такой и оставалась, тем более в семье никто в этой сфере не работал. В шахтёрском городке на выбор профессии многое влияет, вот и Дмитрий, окончив девять классов, поступил в горнотехнический техникум. Далее устроился на шахту, успешно работал и всё же понимал: добыча угля – это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Упорству молодого человека позавидуешь: решил – сделал. И поступил в Томский государственный университет на юридический факультет, выбрав уголовно-правовую специализацию.

В 2008 году – первое трудоустройство по новой специальности: следователь в прокуратуре Ленинск-Кузнецкого района. Это работа для сильных людей – расследование тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, изнасилований. Дмитрий говорит, что иллюзий не питал. Представление о профессии не разошлось с реальностью. Помнит он и своё первое дело – обнаружение в реке тела молодой женщины с признаками насильственной смерти. Это было так называемое неочевидное дело – не была известна ни личность погибшей, ни сам преступник. Впоследствии их установили и дело раскрыли.

Важна каждая деталь

Большое значение для молодого специалиста имеет личность наставника – старшего товарища, который оказывает профессиональную поддержку.

Начинающего следователя Дмитрия Маренича в тонкости следственного мастерства посвящал Станислав Николаевич Ерохин (сейчас он возглавляет следственный отдел СК в г. Анжеро-Судженск). «В основном, меня «обкатывали» на смотре места происшествий: на что обращать внимание при различных категориях преступлений. Убийство, изнасилование, кража, обнаружение трупа, выезд на место по сообщению о без вести пропавшем человеке – в каждом случае имеется свой алгоритм. Первичные следственные действия – это сбор информации, которая позволяет сделать вывод о наличии признаков состава преступления либо их отсутствии. Например, это насильственная смерть или некриминальный случай», — рассказал Дмитрий Александрович.

Впереди было немало выездов, где эти знания позволяли оперативно и качественно отрабатывать на местах преступлений. Именно следователь руководит оперативно-следственной группой, привлекает специалистов, необходимых для расследования той или иной категории преступления и условий его совершения, — участкового, криминалиста, кинолога с собакой. Полнота собранных первичных материалов имеет большое значение для дальнейшей работы над делом.

И в ходе последующей работы не раз, казалось бы, мелочи становились ключевыми в определении личности преступника. К примеру, Дмитрию Мареничу в производство было передано сложное дело о нанесении тяжких телесных повреждений оружием или предметом, используемым в качестве оружия. Ситуация, на первый взгляд, понятная: два человека распивали спиртное — произошла ссора. Один другому нанёс несколько ножевых ранений и причинил  тяжкий вред здоровью. Поскольку оба находились в состоянии опьянения, очевидцев совершённого преступления не было, а подозреваемый, естественно, не признавался. «Доказательствами являлись только следственные действия, проведение экспертиз. Дело было принято на большом сроке. Я обратил внимание, что следователь, который до этого вёл дело, не установил, в какой одежде находился подозреваемый, и не назначил по ней проведение экспертизы на предмет обнаружения следов крови (при проникающем ножевом ранении всегда есть кровотечение). Вполне возможно, на его одежде остались следы преступления, а следователь это немного упустил. Я нашёл эту одежду в доме матери подозреваемого, изъял её, назначил экспертизу. Эксперты обнаружили на обшлаге рукава пятнышко крови, относящееся к потерпевшему. Было предъявлено обвинение, дело направлено в суд, преступник понёс наказание», — рассказал Дмитрий Александрович.

Работа есть работа

Профдеформация – неизменная спутница многих профессий, где приходится сталкиваться с несовершенством мира. Дмитрий Александрович, повидавший за годы работы немало тяжких преступлений, подтверждает: невозможно остаться таким, каким был до этого. Со временем ситуации повторяются, теряют новизну, притупляется чувствительность. Но в этом есть и подвох: можно стать менее внимательным и отзывчивым к бедам и заботам, в том числе близких людей. Поэтому важно всё-таки оставаться человеком, а не только профессионалом. Это выше любых специальных навыков.

И всё же бывают дела, которые пробивают выстроенную эмоциональную защиту. Это преступления в отношении детей. Если обыватель узнаёт о них из коротких сюжетов по ТВ или строчкам из газет, то следователь погружается в подробности: подозреваемый рассказывает, как совершал преступление, что делал. Это очень тяжело, тем более когда видел результат его действий… Хоть и сложно, но следователю нужно абстрагироваться и принимать это как часть своей работы.

День сегодняшний

Майор юстиции Дмитрий Александрович Маренич всегда был следователем, менялись только места – районная прокуратура, следственный комитет. С 2016 года он – в системе органов внутренних дел: следователь следственного отделения отдела МВД России по Ленинск-Кузнецкому муниципальному округу, майор юстиции. Сейчас в его производстве находятся крупные дела экономической направленности. К слову, оно является самым сложным. Хотя, уточнил Дмитрий Александрович, сравнивать разные категории преступлений некорректно. Так, рабочий стол следователя окружает большое количество коробок с документами. Он пояснил: это всё – вещественные доказательства по одному делу, связанному с финансовой организацией, против которой возбуждено уголовное дело. Весь этот массив бумаг необходимо просмотреть, изучить, вникнуть. Те, кто совершают экономические преступления, как правило, далеко не глупые люди. Они всячески заметают следы – уничтожают документы, подделывают, запутывают свидетелей. Так что надо внимательно анализировать собранные данные, допрашивать людей. Выстраивать обвинение в таких делах достаточно сложно. Работа над преступлениями экономической направленности может длиться год и больше.

Результатом труда следователя по делу является обвинительное заключение, когда собраны все доказательства, а финал – обвинительный приговор суда. Это своего рода моральная награда для следователя за бессонные ночи, многочисленные допросы, кропотливое отношение ко всем мелочам.

Рабочий день следователя — ненормированный. Случается, длится сутками. К такому режиму Дмитрий уже привык: несмотря все на трудности, работа интересная, важная, значимая, и он знает, как её делать. А отдых и расслабление находит в редком общении с друзьями, с которыми, вопреки высокой занятости, удаётся сохранять дружбу и находить поддержку. Самым лучшим отдыхом становится поездка в глухую тайгу, на рыбалку, где нет людей, нет связи, а только тишина, дымок костра и друзья, с которыми живёшь здесь и сейчас, наслаждаясь природой и неспешностью бытия вдали от всего мирского…

Что можно пожелать сотрудникам правоохранительных органов? Однозначно, терпения, удачи и здоровья. Зная профессию изнутри, Дмитрий Александрович добавляет: «Чтобы близкие поддерживали и понимали, что у нас сложный труд, что бывает непросто. Это важно для каждого».

Светлана СТОЛЯРОВА.

Фото автора.

Добавить комментарий