Не секрет, что в Ленинск-Кузнецкую психиатрическую больницу в основном обращаются за помощью люди, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость. Эта проблема по-прежнему сохраняет свою актуальность не только у нас, но и во всём мире. О том, как сегодня проходит лечение этих людей, нам рассказал заместитель главного врача больницы по лечебной работе Сергей Старостенко, имеющий большой опыт возвращения к жизни пациентов с такими диагнозами.
– На приём не обращаются люди, которые считают, что у них проблемы. «Я думаю, что мне нужно перестать выпивать» – такого никогда не услышишь от зависимого, – уверенно заявляет Сергей Иванович. – Их либо привозят родственники, либо скорая помощь, а далее необходимо получить добровольное согласие человека на лечение. Ведь у нас свободная страна, и даже если наркоман выносит всё из дома, его всё равно не могут заставить лечиться принудительно. Хотя за последние десять лет число зависимых понемногу уменьшается, но до победы ещё далеко.
Становление «бывших»
Первым делом при поступлении в диспансер наркоману снимают так называемый абстинентный синдром (жаргонное «ло́мка»), поскольку последствием приёма опиатов (героин) всегда становится болевой синдром. И это нелёгкое дело длится от 10-ти до 21-го дня.
Расставшись с болью, пациент готов перейти на стадию реабилитации (3-6 месяцев). Самые близкие к нам государственные реабилитационные учреждения находятся в Кемерове и Прокопьевске. Там бывших наркоманов учат полноценно жить без наркотиков. Полезным для них будет не только ходить наблюдаться к врачу, но также и в группу анонимных собратьев по несчастью. Возможно, и поддерживающее медикаментозное лечение.
Наркомания – хроническое заболевание. Поэтому период выздоровления длится всю жизнь. С одной дозы болезнь снова вернётся – зависимый обязательно станет повторять это и на следующий день. Чтобы такого не случилось, нужно напоминать себе об «ужасах прошлого». Последняя стадия – поддержание – посещение специалиста раз в месяц/квартал/полгода.
Подвластные «зелёному змию»
Несмотря на то что продукция от «зелёного змия» не является запрещённой и находится в открытом доступе во многих магазинах города, она представляет собой не меньшую опасность, чем наркотики.
Стадии лечения алкоголизма в диспансере схожи с наркоманией: сначала алкоголики проходят недельное снятие интоксикации (как называют в народе – «прокапывание»). Затем две-три недели лечатся лекарствами. И сроки завершающей стадии поддержания те же – примерно одна человеческая жизнь.
«Нет ничего проще, чем бросить курить! Я делал это сотни раз»
Табакокурение по своей сути и действию такая же наркомания: возникает зависимость, повышается доза, разрушается организм. В том числе к никотиновой зависимости относят и электронные устройства, и прочую никотинсодержащую продукцию. Хотя официально курение даже не считается наркологическим заболеванием. «Вредная привычка» – так снисходительно окрестило общество серьёзную проблему.
Зависимость от табака является не только химической, но также социальной и психологической. Курильщики не могут просто так остановиться и отдохнуть от работы. Например, в армии шутливо говорят: «Перекур – для курящих, остальные – продолжаем». Но в каждой шутке есть доля шутки.
В Ленинск-Кузнецкой психиатрической больнице работает кабинет профилактики курения. Здесь помогают зависимым от табака раз и навсегда бросить курить. Врачи используют различные методы: психологические, химические и технологию биологической обратной связи.
О грустном
Наиболее распространённое заболевание среди пациентов диспансера нашего города – расстройство адаптации (панические атаки, депрессия). Первые симптомы — сниженное настроение и подавленное состояние. «Подумаешь, грустно стало», – считает большинство людей, не обращаясь к специалистам. Когда становится хуже, неправильно лечатся тем, что посоветовали родственники. При ухудшении эмоционального фона не бойтесь обращаться к врачу!
Есть ли жизнь после диспансера
Лечение в диспансере влечёт за собой постановку на наркологический учёт. А это значит, что пациенты с химической зависимостью и тяжёлыми формами заболеваний на определённый срок лишаются водительских прав, не могут иметь разрешение на ношение оружия, а также работать на опасных предприятиях. Но такие ограничения – не приговор! По истечении времени и при наличии отрицательных анализов на вещества, некогда портившие жизнь, здоровый человек вновь способен влиться в общество. После прохождения полного курса реабилитации, как показывает практика, жизнь налаживается и стремительно идёт в гору.
Карим Симонов.
Фото автора.