Ленинск-Кузнецкий всегда славился не только миллионами тонн добытого в недрах Кольчугинского рудника чёрного золота, но и славными династиями, которые работали на его шахтах годами и десятилетиями. По стопам дедов и отцов шли сыновья и внуки, а там правнуки принимали из рук горняков эстафету, чтобы продолжить семейное дело. Кто-то становился проходчиком или горнорабочим, а другие, освоив нелёгкую науку горного дела, в качестве дипломированных специалистов трудились и трудятся на инженерных должностях. Причём общий стаж работы порой составляет столетия! Вот именно из таких династия горняков Каверзиных: все вместе они отработали на своей родной шахте имени С.М. Кирова больше двухсот лет.
Смена поколений
День шахтёра уже не за горами, и в преддверии главного празднования нашего города и всей земли Кузнецкой мне хотелось бы рассказать о тех, кто изо дня в день выходит на смену, давая погонные метры проходки и рекордные тонны чёрного золота, беспрерывным потоком текущие на-гора. Шахтёрский Ленинск всегда славился своими бригадами-рекордсменами и семейными династиями горняков, передававшими опыт из поколения в поколение. Повелось это ещё с той поры, когда вслед за нашей первой шахтой «Успех» на Кольчугинском руднике вступали в строй действующих и другие угледобывающие предприятия.
Флагманом угольной отрасли Советской страны ещё с 30-х годов прошлого века по праву считалась шахта имени С.М. Кирова, где тогда внедряли передовые технологии раскройки угольных полей и отработки пластов, ударные стахановские методы труда и, главное, новую технику. Ушли в прошлое профессии саночника, коногона, врубмашиниста. Сменой им стали горнорабочие и машинисты горных выемочных машин, умеющие обращаться со сложными механизированными комплексами. Вот с этого момента и начинается история шахтёрской династии Каверзиных.
Их родная шахта
Шахта вступила в строй 25 декабря 1935 года, и с той поры всегда была впереди в сводках угледобычи и подготовки очистного фронта. Именно «кировцы» внедрили на Кольчугинском руднике цикличную организацию труда в лавах и забоях, которую переняли тогда у донецких горняков: было чему поучиться у старейшин угольной отрасли страны. А уже после войны, когда отжили свой век тяжёлые врубовые машины, «кировцам» доверили внедрение первого на руднике комбайна «Донбасс». И местные умельцы даже ухитрились внести в конструкцию свои изменения, что потом было учтено при серийном производстве этой техники. И впервые в стране сумели добыть за месяц на этом комбайне более 20 тысяч тонн угля, что было тогда выдающимся достижением.
В то далёкое время, с 1954 года, начинал свою трудовую деятельность на шахте имени С.М. Кирова основатель династии Каверзиных — Фёдор Степанович. Работа у него тоже была очень ответственной — ремонт центрального клетевого ствола, где нужно было менять деревянные направляющие клети. Это сейчас себе даже трудно представить, как опускалась в шахту на многометровую глубину и поднималась обратно тяжёлая клеть, какой нелёгкий груз ответственности лежал на всех, кто обеспечивал работу ствола. С этого участка и на пенсию уходил родоначальник шахтёрской династии.
Из племени знаменосцев
На смену отцу пришёл его старший сын, Павел Фёдорович, который отдал шахте больше тридцати лет. Он работал в передовой очистной бригаде Георгия Гавриленко, добивавшейся высоких производственных результатов. В семейном архиве много лет хранится шахтовая многотиражная газета «Кировец» полувековой давности, где на первой странице очередного номера есть заметка с фотографией этой бригады. Вместе с товарищами здесь запечатлены Павел Каверзин и его двоюродный брат Яков Баженов, считавшиеся передовиками угольного производства. «Знаменосцы» — так назывался материал о добычных и проходческих бригадах шахты, которые на протяжении трёх месяцев участвовали в трудовом соревновании к дню рождения С.М. Кирова. Думаю, что об этом стоит немного расказать.
Именно бригада Георгия Гавриленко выдала на-гора к памятной для шахты дате больше всех сверхпланового угля — 7 713 тонн, при этом месячная производительность на одного горняка была доведена до 910 тонн, что считалось рекордным показателем для всего рудника. Под стать очистникам были и подготовители: бригада Ильи Мышкина прошла за это время 988 погонных метров горных выработок и выполнила задание по производительности труда проходчиков на 116 процентов. Обеим бригадам были вручены тогда переходящие знамёна и денежные премии за ударную работу.
Все братья — под стать
Средний брат, Пётр Фёдорович, работал там же на участке ВШТ, занимаясь в основном ремонтом горных выработок. Его тоже ценили за работоспособность, дисциплинированность и ответственность: видимо, это у Каверзиных родовая черта — многое брать на себя, всегда и во всём быть впереди. Потому и подземного стажа у Петра ни много ни мало 42 года: редко кто может доработать до таких лет, тем более — в шахте, где производственные условия сами по себе считаются опасными. Потому и характер у шахтёра должен быть особым, крепким.
По стопам братьев и отца пошёл и младший, третий брат — Михаил Фёдорович. В 1965 году он пришёл из армии и, недолго думая, решил продолжить династию: почему бы и нет? Навыки у него были, потому и профессии электрослесаря, токаря пришлись солдату по душе, да и моральная поддержка отца и братьев многое значила. Потом, со временем, Михаил стал бригадиром на участке РЗО (это был ремонт забойного оборудования), проработав в общей сложности более сорока лет и показав редкий пример верности избранному делу.
Двести лет — не предел
С течением лет на смену дедам и отцам пришли внуки — новое поколение «кировских» шахтёров Каверзиных. Конечно, условия труда под землёй становились всё лучше, приходила новая техника, а вместе с ней и новые рекорды угледобычи и проходки. Так открываются всё новые шахтёрские горизонты. Александр Павлович трудился на одном участке горнорабочим десять лет, став по примеру отца хорошим специалистом своего дела. Внесли свой вклад в развитие династии сыновья Михаила Фёдоровича Алексей и Константин. Причём Алексей отдал шахте четверть века: трудился горнорабочим на участке под руководством известного на весь рудник и Кузбасс Леонида Васильевича Лагутина. У Константина уже тридцать лет подземного стажа, и он продолжает работать комбайнером, показывая образец трудолюбия и профессионализма, отличного знания своего нелёгкого дела.
С шахтой имени С.М. Кирова связали свою судьбу и правнуки родоначальника династии. Сын Алексея Михайловича Михаил (названный так в честь деда) вот уже полтора десятка лет работает проходчиком, и этой же шахтёрской профессии решил посвятить себя его родной брат Григорий Алексеевич. Подсчёты показывают, что в общей сложности Каверзины отдали родной шахте 202 года трудового стажа — настоящее общее достижение семьи!
Труд приносит славу
Вряд ли стоит перечислять награды, которых была удостоена в разное время эта династия. Главное, что Каверзины сохранили верность своей родной шахте имени С.М. Кирова и нигде не искали лёгких путей. Сами они о своих заслугах со свойственной настоящим труженикам скромностью не говорят, рассказывая больше о тех, кто работал рядом. Это Виктор Иванович Кисенюк, Геннадий Петрович Черепанов, Анатолий Иванович Грачёв. Тем отличается любой сильный коллектив — спаянностью, нацеленностью на результат, где важен вклад каждого. И шахтёрские семьи лишь подтверждают эту истину: трудом всегда был славен человек.
Виктор Звягин
(пресс-центр городского совета ветеранов).
Фото из семейного архива.