Жизнь одарила Мишу необыкновенной любовью, которая выпадает людям, способным её принять, прочувствовать, пронести через всю жизнь, не замарать её, не осквернить. И фраза «браки заключаются на небесах» — это про него. Про него и то, что человек редко находит свою половинку, а он нашел.
Этот худенький, высокий парнишка с удивительно добрым, открытым лицом, грустными глазами и чуть заметной улыбкой на лице поступил на юридический факультет Иркутского госуниверситета. Миша, так звали этого паренька, был родом из деревни. На нем были коротенькие брючки, пиджак с коротенькими рукавами, костюм неопределенного цвета. Видно было, что костюм ношен не один год. В студенческом общежитии, где жил Миша, городские парни, так сказать светские львы, нередко подсмеивались над ни — то ли, чтобы показать свое превосходство, то ли просто шутили. Но Мишу это не обижало, он воспринимал наскоки парней с наивной деревенской простотой, улыбался им в ответ, отшучивался. А когда показал свои незаурядные способности, острый ум, ребята быстренько сдулись.
Окончил Миша университет с отличием. Еще во время учебы подружился с преподавателем политэкономии, с уже немолодым тогда человеком, Владимиром Макаровичем Власовым, который в годы репрессий по ложному доносу отбывал наказание в тюрьме в течение 18 лет. Власов сумел привить Мише любовь к политэкономии. Он разглядел в нем тягу к науке, желание заниматься экономикой, а главное, неограниченные способности. И по окончании юрфака Миша поступил в аспирантуру Ленинградского университета на экономический факультет. Но не о выдающихся способностях я хочу рассказать, хотя в 42 года он стал доктором экономических наук, профессором, а о любви.
Было все так.
Как-то, возвращаясь с занятий, в несколько удрученном настроении, вызванным одиночеством, тоской по родным местам, Миша решил купить газету. Но кроме «Учительской» ничего не было, и он приобрёл её. Дома, раскрыв газету, на второй полосе увидел фотографию красивой девушки с пионерским галстуком на шее крупным планом. Звали её Зоя, она была пионервожатой из Магаданской области. «Какое хорошее лицо! Кроме того что девушка красива, от нее веет теплотой, душевной красотой», — подумал Миша. И в этот момент ему захотелось поговорить с ней, рассказать о своих бедах и радостях, о своих близких.
Согласитесь, не всегда такое желание возникает, а лишь когда сердце даст тебе знать об этом. Долго не раздумывая, Миша написал Зое письмо. Все как есть изложил, как близкому, всё понимающему человеку. Заканчивая письмо, написал: «Я верю в какое-то большое, неизвестное мне чудо…». На душе сразу полегчало, посветлело, и он стал ждать ответ.
Письмо пришло через несколько месяцев. Зоя писала, что была в длительном отпуске, а по приезду получила огромную пачку писем от читателей «Учительской газеты». Но ответила она почему-то одному Мише. Зоя была студенткой Магаданского института, писала, что любит музыку, особенно Рахманинова — композитора, который нежно-трепетными аккордами утверждает чувство любви и жизни на земле.
Зоя писала: «Вам, наверное, было грустно и неуютно в тот вечер?». После одного Мишиного письма она сумела понять его, почувствовать и принять душой и сердцем — и это за тысячи и тысячи километров!
Так начался их почтовый роман, и, как видится, с очень высоких нот. Он продолжался около года. Как- то Миша написал: «Если бы я был настоящим мужиком, то я бы к тебе уже приехал, но я всего лишь аспирант…». Миша, как всегда, шутил. И тогда Зоя сама приехала к нему в Ленинград.
Чудо, о котором писал Миша в письме, произошло. Они наконец-то встретились, чтобы никогда не расставаться. Им не нужны были ни слова, ни объяснения. Эта пара была создана друг для друга. Большая любовь накрепко объединила их. Оба были счастливы. В тот момент это усиливалось еще и тем, что свадьба состоялась в Ленинграде, поистине царском городе, — городе Мариинки, Эрмитажа, белых ночей, разводных мостов, БДТ и др. Всего не перечислить.
Дальнейшая жизнь этой пары продолжалась в Иркутске. Живя вместе, уже имея первую дочь Аню и иногда расставаясь ненадолго, Миша и Зоя обменивались письмами. Миша писал: «Ты единственный человек, кто мог так глубоко заглянуть в мою душу, чтобы остаться в ней навсегда! Это похоже на сказку, на волшебство…». Зоя отвечала: «В тебе я черпаю силы жизни, жизнь прекрасна и удивительна, когда рядом ты…». И так — всю жизнь. Прожив вместе 45 лет, они не уставали признаваться друг другу в любви, жить друг для друга. Зоя часто говорит, что у них с Мишей одна душа, одно сердце на двоих. Иной раз засомневаешься, бывает ли так в жизни, не выдумка ли это? Нет, далеко не выдумка. Видимо, Господь награждает людей такой любовью за чистоту жизни, веру, добро.
В этом году Миша выпустил книгу «Автобиографические заметки» о юности, творчестве, семье. И в ней — вновь слова любви к своей Зое, о том, что он влюбляется в свою жену, как в первый раз, поскольку Зоя многогранна и непостижима для него. Зоя же любит Мишу ровно, постоянно, как влюбилась, так и не мыслит жизни без него, содрогаясь иногда от того, что могла бы его не встретить.
У них две дочери, которые пошли по стопам отца, обе — с учеными степенями, четверо внуков. Зоя работала преподавателем русского языка и литературы. Но основное призвание её — это помощь мужу и детям.
«Без её помощи, любви, каждодневной поддержки я бы никогда не стал доктором наук, профессором. А наши дочери благодаря ей стали кандидатами наук», — так говорит Миша.
О семье Миши и Зои очень хорошо сказала психолог, друг семьи: «Самое главное, что родители могут передать детям — это опыт своего личного счастья». Именно этот великий дар, как самое дорогое, сохранили в своей семье эти супруги, оберегая друг друга от невзгод. А их дети счастливы уже только потому, что любовь в этой семье — естественный и постоянно бьющий родник, от которого ощущается особая радость жизни.
Вот такая история любви моего выдающегося однокурсника Миши.
Н.С. Новикова, г. Ленинск-Кузнецкий.