От города до поселка Мусохраново на машине ехать не более получаса. Ровная асфальтированная дорога прямиком привела нас к дому, где живёт вдова ветерана Великой Отечественной войны Валентина Александровна Копытова. Когда-то в далёком 1933 году её родители бежали от голода из Пензы. Пустить корни они решили в посёлке Чкаловский: в то время там находился один из самых богатых совхозов Ленинск-Кузнецкого района…

В два наката

— Первое время приехавшим, как и моим родителям, жилья не давали, поэтому люди выкручивались как могли. Из трухлявых досок мастерили сараи, утепляли их, а ещё выкапывали в земле ямы, застилали их брёвнами в два наката, чтобы зимой было теплее. Но самым лучшим жильём для переселенцев считалась обычная землянка. Мой отец за несколько дней при помощи лопаты вырыл себе и маме жилище в земле, — рассказывает Валентина Александровна.

Немного позже, в 1934 году, когда в семье родился первый ребенок, совхоз выделил им добротный бревенчатый дом. А через четыре года на свет появилась наша героиня.

— Маленькой я была, совсем не помню то время. Только слышала от мамы, что жили мы неплохо. Отец в совхозе работал, к тому же окрестные места у нас богатые. Для тех, кто лени не знает, здесь истинное раздолье: хочешь — рыбу уди, хочешь — на охоту ходи, а грибов да ягод в лесах видимо-невидимо. В общем, на нашем столе разносолов всегда хватало, — с улыбкой вспоминает она.

Когда совхоз облетела весть о том, что началась война, Валентине не исполнилось и четырёх лет. Всё, что сохранилось в памяти, так это слёзы матери, которая оплакивала похоронку, принесённую почтальоншей. Спустя полгода выяснилось, что слёзы те были напрасными…

— Отец не погиб вовсе, а лишь попал в плен, а похоронное извещение, в котором говорилось, что, дескать, его убили в бою и похоронен он в братской могиле на западе Украины, оказалось ошибочным, — вздыхая, произносит она.

Пока дома оплакивали главу семейства, он в это время добывал уголь на одной из новокузнецких шахт. Валентина Александровна до сих пор вспоминает тот счастливый день, когда им принесли первую весточку от отца. В письме он просил родных не переживать за него и обещал приехать сразу же, как только советские войска разгромят проклятых фашистов. Нужно сказать, что обещание своё он сдержал.

Сватовство

Война окончилась. Семья восстановилась, и жизнь пошла своим чередом. Валя из маленькой и щуплой девчушки превратилась в статную девушку, первую красавицу на селе.

— Парни за мной бегали так, что впору их было метлой гонять, — смеётся она. — Одного из кавалеров, который мне был не люб, пришлось даже наказать за его навязчивость.

Переодевшись в мужскую одежду и нарисовав сажей усы, Валентина и ее подружки вечером подкараулили паренька на улице и хорошенько его отмутузили.

— Пока он с земли поднимался да отряхивался, девочки разбежались в разные стороны, — улыбаясь, рассказывает  Валентина Александровна. – Помчалась и я к соседскому тыну, пока бежала: поскользнулась и поранилась.

Добежав до дома, Валентина смыла грязь и сажу и пошла спать. А рано утром, буквально с первыми петухами, побитый накануне кавалер пришёл к ним в избу… свататься, а заодно и поинтересовался, не сильно ли ушиблась его зазноба.

— И откуда он узнал, что среди его обидчиков была я? Ума не приложу! – разводит руками моя собеседница. – Поняла только одно: наши старания были напрасными.

Незадачливому жениху девушка всё равно отказала, за что получила от матери нагоняй.

— Сейчас-то я понимаю, что мама за меня переживала: не хотела она, чтобы я в девках засиделась. Мне ж тогда за двадцать годков перевалило, а я всё женихов перебирала, — рассказывает Валентина Александровна.

Но оказалось, что не зря девушка ждала жениха на белом коне. В 1971 году она наконец-то повстречала человека, с которым захотела связать свою судьбу. Дело было так. В местном клубе к ней подошёл красивый кучерявый мужчина и пригласил её на медленный танец.

— Посмотрела в его черные очи и поняла, что пропала, — смущённо улыбаясь, произносит она. – Пока Коля меня в танце кружил, рассказал о том, что приехал в наш совхоз поднимать целину.

В тот вечер они не отходили друг от друга ни на шаг, позже Николай напросился проводить Валентину до дома. Встречались они недолго, всего несколько месяцев, а после поженились.

Сын полка

Супруг Валентины Александровы оказался человеком с непростой судьбой. Он рано потерял родителей, прошел всю войну, был сильно ранен осколком в голову. Это ранение до конца жизни не давало ему покоя.

— Коля много рассказывал мне о своей жизни и о том, как он ещё совсем пацаненком попал на фронт, — говорит она. – Родом-то он из Смоленской области; когда в их деревню пришли фашисты, ему вместе с друзьями пришлось срочно бежать оттуда. Дело в том, что они учинили фрицам крупную неприятность, за которую их могли расстрелять.

Чтобы спасти свою жизнь, он подался в ближайший лес, где случайно наткнулся на  партизанский отряд. Смелый мальчишка сумел убедить бойцов, что без него отряду ни за что не победить фашистов. Но партизанить долго ему не пришлось: спустя полгода отряд разгромили. Николай сумел выжить. Позже он пешком добрался до ближайшей линии фронта и сразу же направился к полковому командиру с просьбой выдать ему оружие, чтобы он смог воевать вместе с другими солдатами.

— Уж не знаю, как Николаю удалось убедить командира, но в итоге его оставили, — рассказывает Валентина Александровна. – В общем, стал он в тринадцать лет сыном полка. Конечно, с гранатами на танки он не кидался, но всё же толк от него был: приносил солдатам снаряды и патроны, выносил раненых с поля боя.

Но пройти войну до конца ему не удалось, ибо ранение в голову поставило жирную точку на службе для Николая.

— Это ранение стало для него роковым, — говорит супруга ветерана Великой Отечественной войны. – Частые головные боли преследовали его всю оставшуюся жизнь. А частичная потеря зрения в старости обернулась полной слепотой.

Десять лет тому назад Николай Трофимович, прожив долгую и достойную жизнь, навсегда покинул свою любимую супругу…

— Плохо мне без Коли. Он всегда был жизнерадостным, шумным и очень любил жизнь, а она любила его, — вздыхая, произносит Валентина Александровна. –  Если он брался за работу, то пыль стояла столбом, он ведь у меня знатным комбайнером был. Наград за хорошую работу у него и не счесть. Я жила за ним как за каменной стеной. Об одном жалею, что Господь нам ребятишек не дал…

Дарья НЕЧАЕВА. Фото автора.

Добавить комментарий