«Грош цена вашей физике, если она застилает
для вас все остальное: шорох леса, краски заката,
звон рифмы… Физик, не воспринимающий
поэзии, искусства, – плохой физик».
Л.Д. Ландау.
Конечно же, Лев Ландау, советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года, Герой Социалистического Труда, считавший не любящих поэзию «плохими физиками», не знал о существовании Колмаковой Марии Евгеньевны. Но попал в самую точку!
Мария Евгеньевна – хороший физик, потому что она — лирик и музыкант. Параллель с Ландау можно провести и далее, если знаешь, что в детстве он был замкнутым и довольно сумрачным ребенком, но сумел сам сформировать свой характер. Однажды Лев принял принципиальное решение: стать коммуникабельным и открытым. И стал. Юноша буквально заставил себя полюбить людей и окружающую действительность. Мария Евгеньевна тоже буквально заставила себя полюбить физику, которая никак не давалась ей в школе. Гуманитарий по сути, она стала отличным естествоведом-практиком. И в этой науке, изучающей фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира, преуспела. Она стала учителем физики. Прекрасным учителем, удостоенным звания «Отличник народного просвещения». Мария Евгеньевна познала красоту физики, в которой «заключается бездна поэзии», как сказал когда-то К. Паустовский. И сумела в своей педагогической деятельности самым замечательным образом соединить физику с поэзией и музыкой.
О Марии Евгеньевне невозможно писать простыми словами. Это непременно будет высокий слог, а иногда и научная лексика, но всегда будет и душевное, и горячее слово. Физика и лирика. Парадокс! Два взаимоисключающих понятия, но при этом оба абсолютно верны, когда речь идет о блестящем учителе и уникальном человеке.
…Мое знакомство с Марией Евгеньевной произошло значительно позже, чем она начала работать в Красноярской школе. Да, оказывается, так тоже бывает. Небольшая школа, но не пересекались мы с учителем физики! Несомненно, я знала Марию Евгеньевну. Белокурая, стройная, очень даже симпатичная женщина. Она мне нравилась. Но какая-то неугомонная, вся в работе, и иногда было просто непонятно, о чем она говорила и думала. Это было для меня загадкой, разгадка которой началась только в 1988 году, когда я заступила на должность директора школы. К этому времени Мария Евгеньевна уже отработала в нашей школе шесть лет.
В администраторской связке «директор – завуч – организатор» Мария Евгеньевна стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Для меня это был сильный и надежный тыл. А если сказать правильнее, она стала подвижником. Именно им, потому что это и есть суть самой Марии Евгеньевны. Она – человек, который самоотверженно трудится, борется за достижение высоких целей на своем поприще.
И в этом мы с ней совпали. Работая в режиме эксперимента «Поиск оптимальных путей организации воспитательно-образовательного процесса», Мария Евгеньевна активно внедряла опыт передовых педагогических технологий и находок — опорный конспект, зачетный контроль знаний, методику Б.М. Вершинина и В.Ф. Шаталова. Модель «Школы становления личности» с разделением учебного процесса на шесть учебных четвертей и четыре творческие недели как будто специально создана для таких учителей, как Мария Евгеньевна: именно в органичном соединении знаний и творчества раскрывается их талант. И Мария Евгеньевна расцвела! Физика и лирика наполнили всю школу своим благодатным светом: уроки — интеллектуальные игры, стихи и песни под гитару. Вот как она сама вспоминает эти годы: «Это было прекрасное время! В школе все буквально «кипело», «горело», «зажигалось»! Творческие недели проходили на высоком уровне и завершались коллективным творческим делом. Чего только не придумывали разновозрастные отряды на защите своих проектов! Энергия, детский задор и удивительное творчество – вот что такое КТД в Красноярской школе! Творческие недели «Мой дом – семья, школа, родная деревня, планета Земля» и «Я горжусь, что я – россиянин» расширяли знания учащихся по истории, науке и культуре России, способствовали воспитанию национальной гордости и гражданственности».
Любовь к России, к родной земле, гордость за советский народ, за пытливый и дерзновенный ум русского человека – эти качества воспитывала в своих учениках Мария Евгеньевна. Сеяла «разумное, доброе, вечное». Передавала свой сердечный жар и чистоту помыслов. Благодарные ученики отвечали уважением и любовью. Эпитеты, которыми они характеризовали Марию Евгеньевну, не повторялись, но многогранно раскрывали ее характер и дар учителя: «Жизнелюбивая, энергичная, замечательная, талантливая»; «Солнечный, живой человек, никогда не забуду стихи, которые вы нам посвящали, не забуду репетиции, танцы и чаепития с тортом»»; «Добрая, заинтересованная детьми, пишет и поет свои стихи, и таким учителем можно только восхищаться»; «Мария Евгеньевна, видя, что мы сидим с наморщенными лбами и не понимаем никакую физику, начинала обыгрывать эту ситуацию с юмором. И уходило чувство неловкости за то, что чего-то не знаешь, а, наоборот, приходило желание приложить все силы к изучению материала»; «На уроке в деревенской школе она показала нам северное сияние. И это было чудо!»; «Спасибо Марии Евгеньевне за уверенность в полученных знаниях».
В 2003 году Мария Евгеньевна вышла на пенсию, но вернулась в школу педагогом дополнительного образования на должность руководителя музея боевой и трудовой славы. И вновь продолжается бой! Мария Евгеньевна погрузилась в исследовательские работы по истории деревни Виноградовка и истории Красноярской школы, религиозных конфессий, семейных династий, боевом пути участников Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Я хорошо помню ее титанический труд по поиску нужных материалов, встреч с очевидцами и их родными, систематизации собранных записей. Сколько литературных источников она перечитала, сколько фотографий пересмотрела, сколько архивных документов переписала! Результаты работы — первые и вторые места на районных эколого-краеведческих чтениях, на областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!», на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению, на Всероссийском конкурсе исследовательских, краеведческих работ «Отечество». Браво, учитель, браво! И награждение медалью «За веру и добро» — заслуженная награда.
Красивый и плодотворный путь длиною в пятьдесят педагогических лет. Путь служения профессии учителя. Путь, предначертанный свыше. Говоря стихами Р. Рождественского: «Учителем надо родиться, и только после этого стать!». У Марии Евгеньевны не могло быть иначе. Она родилась учительницей в учительской семье. Мама – учитель русского языка и литературы, папа – учитель физической культуры. И движение к мечте: школа – институт – школа. Круг замкнулся на школе. Вся жизнь в ритмичном скольжении по этому кругу. Достойная жизнь. Жизнь учителя-подвижника. Жизнь, в которой было и серьезное испытание, связанное со здоровьем. Проверка на силу воли и силу духа. Мария Евгеньевна одержала победу, осознав ценность каждой прожитой и подаренной ей минуты. Жизнь лишь заиграла новыми яркими красками и подарила потребность к духовному росту, гармонии, стремлению вдыхать ее полной грудью.
«Сейчас, когда основная жизненная дорога уже пройдена, — говорит Мария Евгеньевна, — очень радует, что дети на селе, которых я не учила, приветствуют меня словами: «Здравствуйте, Мария Евгеньевна!». Не бабушка, а Мария Евгеньевна. Мои ученики, взрослые и семейные, тоже радуются нашим встречам. Сразу становится светло на душе, чувствуешь себя счастливым человеком. Еще радует, что у меня есть сыновья, их семьи и дети, мои внуки. Жизнь прожита не зря».
«Жизнь итожить пора», — вы решили…
Но природа бушует и воздух чист.
Мир прекрасен, а вы поспешили,
Коль не сыгран еще бенефис.
Пригласите с собой на свидание –
Это будет чудесный сюрприз.
Наше искреннее желание:
Пусть вся жизнь повторится на бис!
… И в моей памяти вновь отчетливо всплывает: на сцене сельского клуба женщина с гитарой читает поэму А. Твардовского «Василий Теркин». Открытый взгляд и душа нараспашку. Для нас! Вот такая она, Колмакова Мария Евгеньевна. Учитель и подвижник. Физик и лирик.
Н.И. КОНШИНА, отличник народного образования, заслуженный учитель РФ.