В моём рассказе речь пойдёт о матерях, свернувших с правильного пути или, что печальнее всего, никогда на нём не стоявших. Подобные истории частенько печатают на страницах журналов и выкладывают на сайтах в Интернете. Но одно дело это читать — и совсем другое, если ты сам становишься свидетелем ситуаций, когда за пороки матерей приходится расплачиваться детям или, что ещё хуже, повторять их путь…
В пятницу, 20 августа, заведующая сектором и ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Октябрина Ванькова, социальный педагог социально-реабилитационного центра «Надежда» Анна Латышева и инспектор по делам несовершеннолетних майор полиции Светлана Савельева побывали на Краснинской сельской территории. Во время межведомственного рейда они посетили более 30 многодетных и неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении.
В поисках
Все мы знаем, что за каждым ребёнком нужен глаз да глаз. И многое в воспитании детей зависит от того, насколько мама с папой «зрят в оба». В семьях же, в которых ребятишки растут без отца, могут складываться ситуации, которые нередко переходят все грани разумного.
Во время рейда мы заехали к многодетной матери, которая одна воспитывает пятерых малолетних детей. Не так давно комиссия по делам несовершеннолетних приняла решение снять семью с учёта.
— Дело в том, что в прошлом году женщина под материнский капитал приобрела добротный бревенчатый дом. Бывшие хозяева оставили ей в подарок диван, шкафы, люстры. Все вещи были в хорошем состоянии. К тому же она не злоупотребляет спиртными напитками и ежемесячно получает алименты, пособия и пенсию на одного из ребятишек. Этих денег вполне хватает на еду и одежду, — стучась в дверь, рассказывает Анна Латышева. – Курировать семью мы всё-таки продолжаем и периодически заезжаем к ним в гости. Последний раз, когда мы приезжали сюда с проверкой, дверь была закрыта на замок.
В этот раз специалистам комиссии повезло больше. Дверь им открыли мальчик и девчушка на вид лет двенадцати.
— Мамы дома нет. Утром в город уехала, малышей в больницу повезла, — сказала девочка.
Спросив у юных хозяев разрешения пройти в дом и получив добро, заходим. Картина, которую мы увидели, мягко говоря, устрашала. Со стороны улицы дом выглядел гораздо привлекательнее. Внутри же помещение больше напоминало городскую свалку: повсюду были разбросаны обувь и грязные вещи, остатки еды, пустые консервные банки. В одной из дальних комнат на полу валялись замызганная подушка и видавший виды матрас. На ободранных стенах красовались рисунки, неумело нарисованные детской рукой: жёлтое солнышко, голубое небо, зеленый лес. По всей видимости, малыши пытались хоть как-то разукрасить своё жилище.
— Ребята, скажите, почему ваша мама не убирается в доме? — поинтересовалась инспектор ПДН.
— Ей некогда, она все время «сидит» в телефоне и с кем-то переписывается, — ответил мальчик.
Внимательно оглядев помещение и убедившись в том, что в доме нет элементарных средств гигиены, чистой одежды, постельного белья и еды, комиссия пришла к выводу, что нужно ставить вопрос об ограничении матери в правах на воспитание детей.
Безотцовщина бывает разной
Историй, когда отцы оказываются на порядок добросовестнее матерей, известно немало. И следующая семья, в которой мы побывали, — тому подтверждение.
— Прошлым летом в этой семье произошло горе – трагически погиб глава семейства, — рассказывает Анна Латышева. – Супруга (она же мама троих детей) с горя начала пить. Не могу сказать, что она «отчаянный» алкоголик, но время от времени всё же уходит в запой. В такие периоды малышам приходится очень тяжко. Ведь женщина оставляет их на целые сутки одних и уходит пить горькую со своими друзьями. А дети, можно сказать, остаются брошенными на произвол судьбы.
Раньше, по словам Анны, когда был жив глава семейства, дом был «полной чашей», а во дворе стояла почти идеальная чистота.
— Дети были ухожены, одеты, обуты, — произносит она. – Всё, как вы поняли, резко изменилось, когда женщина осталась одна. Сейчас у них в доме зачастую отсутствуют горячая еда и чистая одежда.
Полной противоположностью стала другая семья, в которой мы побывали. Как пояснила инспектор ПДН, женщина уже не первый год одна воспитывает детей. В своё время нарекания со стороны комиссии к ней были, но, как говорится, вода камень точит, визиты сотрудников КДН не прошли даром. Многодетная мамочка начала браться за ум.
— Несмотря на порядок в доме и наличие горячей пищи, скидывать со счетов эту семью мы не собираемся, — говорит инспектор. – Женский алкоголизм трудно поддается лечению, а здесь, как вы видите, полный дом маленьких детей.
Каждый день «кормит завтраками»
Еще одна мать троих детей, за поведением которой регулярно наблюдает комиссия, уже не первый год пытается бросить пить. Каждый визит инспектора в её семью заканчивается тем, что женщина клятвенно обещает завязать с пагубной привычкой, но, как только сотрудник правоохранительных органов выходит за дверь, мамочка тут же обо всём забывает.
— Честное слово, завтра обязательно поеду кодироваться, — с серьёзным лицом говорит нерадивая мамаша. – Я бы сегодня поехала, но автобус уже ушёл, к тому же у нас гости были, мы немного посидели, выпили. А пьяную меня никто кодировать не будет!
К слову, гулянки в их доме — далеко не редкое событие. Не останавливает безответственных родителей даже грудной ребёнок.
— Скажи, пожалуйста, ты собрала документы в школу и детский сад? – спросила инспектор. – Без медицинского осмотра твоих девочек просто туда не примут.
Судя по выражению лица «прилежной» родительницы, этот вопрос застал её врасплох, но голь, как говорится, на выдумки хитра, не моргнув глазом, женщина ответила.
— Конечно. Завтра вот с дочками поедим медосмотр проходить. Не волнуйтесь вы так, я обязательно всё сделаю.
Инспектор, по всей видимости, уже не раз сталкивавшаяся с её «завтраками», дабы проверить достоверность информации, тут же, в присутствии мамаши, позвонила директору школы, которая подтвердила, что родители девочек действительно написали заявления на приём в учебные учреждения и на этом они успокоились. Ни копий документов, ни медицинских справок они не предоставили, а до начала учебного года оставались считанные дни.
Составив протокол за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и в очередной раз объяснив женщине, что пора браться за ум, сотрудник полиции предупредила, что в ближайшие дни она обязательно навестит её семью ещё раз.
— Я знакома с этой женщиной уже не первый год. К сожалению, любящей родительницы, как и примерной супруги, из неё не получилось, — подытожила инспектор, выходя из дома на улицу. — Она регулярно употребляет спиртные напитки и не нигде не трудоустроена.
Во время межведомственного рейда мы побывали в разных семьях. Кого-то из родителей попросту не было дома, а где-то благодаря стараниям полиции и сотрудников КДН родители встали на путь исправления: чистота в доме и горячий суп на столе были тому подтверждением.
— Я искренне радуюсь, когда курируемые нами родители бросают пить. Кстати, многим из них вырваться из порочного круга помогает любовь к детям, — сказала инспектор ПДН Светлана Савельева.
Самое главное, чтобы в семьи заново не вернулся душераздирающий быт и у родителей не исчезло желание достойно растить детей.
Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.