Лидия Китова — акушер-гинеколог с полувековым стажем работы, известный человек в нашем городе, её часто узнают на улице и показывают фото детей, которым она когда-то помогла появиться на свет. Лидия Николаевна до сих пор востребована как врач и пользуется большим уважением в коллективе. 

Я познакомилась с ней случайно, во время работы, после непродолжительной беседы узнала много интересных фактов из её биографии. Она рассказала мне, что на протяжении 35 лет руководила гинекологическим отделением в Ленинск-Кузнецкой районной больнице и помогала женщинам города и района с диагнозом «бесплодие» стать счастливыми мамами.

Нужно ставить цель и стремиться к ней

У каждого из нас есть Родина, где жили и живут близкие нам люди. У Лидии Николаевны Китовой, врача-гинеколога Ленинск-Кузнецкой районной больницы, родных сердцу мест — целых три. Одно из них — это Беларусь. Именно оттуда в середине 50-х семья Лидии переехала в Яшкинский район, в село Пашково.

После переезда мама Лидии устроилась на местную ферму бригадиром. Лида же пошла учиться в семилетнюю школу, которая находилась в 6-ти километрах от дома.

— Учителя в школе практически сразу обратили внимание на мои способности, — вспоминает Лидия Николаевна. – Я не по годам была ответственной, организованной и любила учиться. Большая заслуга в этом принадлежит моей бабушке, которая некоторое время жила в Польше и получила по тем временам хорошее образование —  окончила педагогические курсы. Благодаря ей я рано начала читать и писать, интересоваться естественными науками.

Окончив семилетку, Лида не бросила учёбу и перешла в среднюю школу, потому что решила поступать в ветеринарный вуз.

— Действительно, сначала меня заинтересовала ветеринария. Всё началось с того, что в старших классах мы проходили курсы профориентации по этому предмету. Ходили на ферму, помогали ухаживать за животными и лечить их, — рассказывает моя собеседница. – Уверена, что впоследствии я стала бы учиться именно в этом направлении, если бы не случайное знакомство с хорошим человеком по имени Лидия Николаевна.

Мимолётная встреча с незнакомой женщиной, врачом-гинекологом из Проскоковской районной больницы, изменила судьбу нашей героини: «Это было в начале 1960 года. В то время депутаты Верховного совета ездили по сёлам и деревням, вели беседы с сельскими жителями. В числе депутатов была та самая Лидия Николаевна, которая произвела на меня очень сильное впечатление. До сих пор помню, как она стояла на трибуне и рассказывала о достижениях медицины, а я смотрела на её чёрный красивый костюм, и мне казалось, что я – это она».

Чуть позже одноклассники расскажут нашей героине, что в тот момент, когда Лидия Николаевна выступала со сцены, юная Лида, стоявшая неподалёку, вытянувшись по струнке, резко изменилась в лице и начала тихонько шептать: «Я буду как она, я буду врачом, я буду лечить людей…».

— Если честно, на тот момент я совсем не помнила этого, — улыбаясь, вспоминает моя собеседница. – Мне казалось, что я просто стояла и внимательно слушала, о чём говорила эта замечательная женщина-врач.

Возможно, современные люди сказали бы, что в тот момент наша героиня сумела запрограммировать свою судьбу. Быть может, это так. Главное, что она правильно выбрала своё призвание в жизни, которое впоследствии переросло в любимую работу, но это будет позже, а пока…

Всегда радела за сельскую жизнь

Окончив одиннадцать классов, Лидия уехала в Томск и поступила в один из лучших по тем временам медицинских институтов.

— С самых первых дней учёбы почувствовала, что я — дома, на своём месте и очень хочу здесь учиться, — вспоминает Лидия Николаевна. – Мне были интересны абсолютно все дисциплины. Лекции, которые читали нам профессора и академики, были действительно увлекательными. Кстати, один из наших преподавателей, известный академик Дмитрий Дмитриевич Яблоков, даже ездил за границу, чтобы помочь американским коллегам в лечении президента США. Вот такие у нас были учителя!

Во время нашего разговора она посетовала на то, что современное образование в медицинских вузах в корне отличается от советского образования: «Отношение профессуры и деканата к студентам было абсолютно другое. К примеру, у нас на курсе учились 300 человек, и наш декан был в курсе всей нашей студенческой жизни. Он знал, где мы живём, чем увлекаемся, кто с кем дружит и с кем встречается», — улыбаясь, говорит моя собеседница.

В арсенале преподавателей времён СССР не было Интернета и современных гаджетов, а были лишь наглядные пособия и огромное желание во время занятий поделиться знаниями и опытом с каждым студентом. Возможно, поэтому большинство сокурсников Лидии Николаевны смогли защитить дипломный проект на «отлично». И в дальнейшем сделали себе хорошую карьеру.

По словам нашей героини, её товарищи по институту до сих пор ещё в строю. К примеру, Геннадий Филипенко, которому не так давно исполнилось 83 года, работает реаниматологом в детской хирургии в одной из больниц города Пскова.

— Что говорить, я рада, что наше поколение, несмотря на свой возраст, по-прежнему  востребовано, — говорит Лидия Николаевна. – Я горжусь своим образованием. Мы, в отличие от нынешних студентов, давали клятву Гиппократа, поэтому знаем цену словам: «Приносить пользу и не навредить».

Отучившись в вузе и получив на руки диплом, в августе 1968 года Лидия Николаевна поехала по распределению на работу в Кемеровскую область.

— В горздраве мне предложили на выбор сразу несколько городов Кузбасса, в их числе был и один район, — вспоминает она. — Решила поехать поближе к Кемерово. Выбор пал на Ленинск-Кузнецкий район: я сама родилась и выросла в селе и всегда радела за сельскую жизнь, вот и выбрала работу в районе. Люди здесь особенные – отзывчивые, добрые.

Но всё пошло не по плану. В горздраве Лидия Николаевна рассказала о том, что в Томском мединституте изучала акушерство и гинекологию, в итоге направили её совсем не туда, куда планировала идти моя героиня, а в одну из городских поликлиник, где она пять лет проработала врачом-гинекологом.

Быть нужной в районе

В начале 1970 года, сразу после выхода из декретного отпуска, Лидия Николаевна Китова пошла к главному врачу Ленинск-Кузнецкой районной больницы и попросила взять её по совмещению на должность акушера-гинеколога…

— Пока я там работала, успела перезнакомиться почти со всеми сельскими жителями, а это без малого почти 34 тысячи человек. С удивлением узнала, что показатели по искусственному прерыванию беременности в районе достаточно высокие – около 2 000 в год, — рассказывает она. — У меня появилось желание изменить это «модное веяние». Нельзя губить человеческую жизнь, пускай ещё и не появившуюся на свет.

В 1975 году Лидия Николаевна окончательно перешла в районную больницу и приступила к работе. Она всеми правдами и неправдами пытается снизить число абортов. Для этого ей приходилось несколько раз в неделю выезжать в деревни, сёла, совхозы и разговаривать, объяснять местным жительницам, что такое средство контрацепции, для чего нужно его использовать, как искусственное прерывание беременности влияет на женский организм.

В конце 70-х она поехала на курсы повышения квалификации: «Именно там я впервые узнала и увидела, что такое ВМС: полагаю, современные женщины поймут, о чём я говорю. Благодаря этому средству контрацепции мне удалось в корне переломить негативную ситуацию в нашем районе».

Буквально за 1,5-2 года количество искусственных прерываний беременности с 2 000 снизилось до 200. Но это была лишь часть её плана: теперь ей предстояло повысить процент рождаемости в районе, а для этого было необходимо заняться здоровьем женской половины населения.

Она продолжила ежедневные выезды в населённые пункты района. Проводила плановые обследования женщин и девушек, вела с ними беседы о здоровье, рассказывала о том, что материнство – это настоящее счастье.

— Я рада, что моя работа, в прямом смысле, принесла плоды: рождаемость повысилась почти в два раза, — рассказывает Лидия Николаевна. – В 70-х годах в районе ежегодно на свет появлялись почти 500 малышей.

Когда работа в радость, награда ждать себя не заставит

Старания Лидии Николаевны не остались незамеченными. Тогда же, в конце 1970 года, её наградили орденом «Знак Почёта» и разместили фото на районной Доске почёта.

— До сих пор помню то награждение. Проходило оно в шабановском Доме культуры, — вспоминает моя собеседница. – Каждого, кто выходил на сцену во время награждения, зрители приветствовали аплодисментами. Когда назвали моё имя, зал встал и начал аплодировать стоя. Шла до сцены, как в тумане, слёзы на глазах, сердце бешено стучало, но было очень приятно, что меня, как специалиста, оценили…

Успех и признание заслуг окрылили Лидию Николаевну: она поняла, что способна на большее. Поэтому начала помогать женщинам, которым поставили неутешительный диагноз «бесплодие».

— Я всегда говорила и буду говорить, что нельзя ставить диагнозы, после которых женщина подсознательно себя программирует на то, что она бесплодна, — говорит моя собеседница. — Для начала нужно пройти полное обследование, и только после того как выяснится причина бесплодия, приступать к лечению. Каждая женщина должна иметь шанс стать счастливой мамой, и лишать её этой радости мы не имеем права.

Лидия Николаевна с гордостью рассказала мне о том, что десятки женщин, которые проходили лечение под её руководством, родили не одного, а двух и даже трёх малышей. А ещё в честь неё не раз называли новорождённых девочек.

Представляете, сколько Лидочек появились, а возможно, и ещё появятся на свет благодаря нашей героине, потому как она по-прежнему продолжает работать!

— Одно плохо, — произносит Лидия Николаевна. — В 2012 году в нашей больнице закрыли гинекологическое отделение. А ведь к нам приезжали женщины из района, города и даже региона. И приезжали они не только рожать, но и ложились на сохранение, проходили лечение от бесплодия. За каждой из них наш персонал ухаживал как за родным человеком.

Пока будущие мамы находились в стационаре, Лидия Николаевна ежедневно могла наблюдать каждую из них, ставить капельницы, назначать курс массажа – в общем, проводить все необходимые для здоровья женщин процедуры. Теперь же, по словам моей собеседницы, стало намного сложнее работать, потому что одно дело – когда женщина находится под присмотром врача, а другое  – когда ей выписывают лекарства и отправляют домой на самолечение.

Рождение жизни – это чудо

В современном обществе бытует мнение, что быть матерью-одиночкой – это нормальная ситуация. Моя собеседница в корне не согласна с этим выражением: «Я считаю, это неправильно. Во времена моей молодости безотцовщины практически не было, потому что отношения между людьми были абсолютно иными. Раньше мы относились друг к другу с уважением и пониманием, поэтому разводы в семьях были крайне редки», — говорит Лидия Николаевна.

Когда на приём к нашей героине приходят одинокие женщины с желанием прервать беременность, ей приходится приложить немало усилий, чтобы переубедить их не делать поспешных решений, о которых потом они могут пожалеть.

— Рождение ребёнка – это чудо, которое нам даровано свыше. Я считаю, что мы, женщины, не вправе отказываться от этого. К тому же аборты очень негативно сказываются на здоровье женского организма, — произносит Лидия Николаевна. — Знаете, я твёрдо уверена, что в ближайшие 30 лет мы всё-таки придём к тому, что прерывание беременности уйдёт в прошлое. И в нашей стране ежедневно на свет будут появляться тысячи маленьких карапузов.

Говорят, что счастье нельзя измерить и взвесить, но моя героиня не согласна с этой фразой. Она уверена, что женское счастье измеряется сантиметрами и килограммами, и чем их больше, тем счастливее семья. Потому как дети – это божий дар, и не нам решать, быть ему или не быть.

Марина Левкович.
Фото из архива ГБАУЗ «Центральная районная больница».

Добавить комментарий