В следующем году город Ленинск-Кузнецкий отметит своё 95-летие. Много чего за это время в нём произошло, до неузнаваемости изменился и он сам. Тому есть много свидетельств в виде документов, фотографий,  книг, воспоминаний, видеозаписей… Но ничто не заменит живой рассказ очевидцев прошлого, которое уходит от нас всё дальше и дальше. Сегодня на страницах нашей газеты поделится своими воспоминаниями о послевоенном детстве Анатолий Агафонов, тренер-преподаватель спортивной школы №2.

 

Анатолий Васильевич родился в 1948 году. Его отец, Василий Спиридонович, до Великой Отечественной успел отслужить срочную, а  с началом войны вновь был призван на службу и нёс её на Дальнем Востоке. В 1945 году участвовал в советско-японской войне, был награждён медалью «За победу над Японией».  Всю жизнь работал на шахтах города машинистом электровоза, мастером-взрывником. Мама Анатолия Васильевича, Мария Семёновна, приехала в город с Алтая по вербовке. Трудилась откатчицей на шахте «А». Супруги воспитали двух сыновей и дочь, Анатолий был самым старшим из них. После войны семья жила в четырёхквартирном деревянном доме на улице с удивительным для нашего города названием – Дворцовая. Она располагалась в районе между современными улицами Суворова и проспектом Дзержинского.
«Вернувшись с войны, бывшие фронтовики стали устраиваться на работу, — начинает свой увлекательный рассказ Анатолий Васильевич. – Некоторые из них возвращались на шахты города, где трудились раньше, некоторые пошли на заводы, переброшенные к нам во время войны из других городов нашей необъятной Родины. Постепенно они обзаводились семьями. Но многие женщины растили своих детей в одиночку: мало кому довелось дождаться своих мужей с фронта, многие погибли, иногда даже так и не увидев своего новорожденного сына или дочь. Но жизнь брала своё, и трудно было найти семью, где рос один ребёнок. В основном было от двух и более детей, несмотря на определённые трудности с продуктами. Иногда случались перебои с хлебом, и нас, маленьких детей, поднимали рано утром, чтобы купить его побольше: на каждого стоящего в очереди давали по одной буханке…
Со временем всё нормализовалось. Город тогда в большинстве своём состоял из деревянных построек с прирезанными к ним маленькими земельными наделами – огородами, где выращивали картофель, огурцы, помидоры. На зиму заготавливали соленья. Многие держали домашний скот — корову, поросят, кур, поэтому у них была собственная продукция: сало, масло и т. д. А какие делали деликатесы – колбасы и прочие вкусняшки, пекли пирожки, шанежки да булочки! Все праздники отмечали дружно, собираясь то у одних, то у других соседей. И мы, мальцы, часто слушали рассказы о том, как наши отцы воевали на различных фронтах…
Конечно, трудное было время – надо было восстанавливать народное хозяйство, но никто не умирал с голоду, все работали и растили нормальных и образованных детей. Мест для развлечений и досуга молодёжи по тем временам было мало. Но ребятишки как-то сами вовлекались в различные игры, спорт, и самой любимой игрой, конечно же, был футбол. Мы играли мячами, в которые вставлялась резиновая камера, после чего мяч шнуровался резиновой бечёвкой. Если во время игры мяч прилетал этим местом в лоб, образовывалась ссадина. При падении на острые предметы он выходил их строя, но камеру быстро заклеивали резиновым клеем, и мяч снова был в игре.
В зависимости от ширины улицы мальчишки сообща делали футбольную площадку, на которой устанавливали ворота из жердей, и гоняли на ней с утра до вечера. Этому не рады были жители близлежащих домов, так как всегда было шумно, и нередко мяч летел в огород с грядками. В такие моменты ребята, чтобы у них не успели забрать мяч, быстро перелезали через изгородь, порой ломая при этом забор и вытаптывая насаждения. Хозяева домов довольно часто предпринимали жёсткие меры: забирали или прокалывали мяч, сносили ворота… Но на следующий день ворота восстанавливались, откуда-то брался другой, новый или отремонтированный, мяч, и футбольные баталии продолжались снова.
В летнее время игра продолжалась с утра до вечера. Ребятишек было столько, что с одной улицы набиралось несколько команд. И сначала они играли между собой, а затем составлялась сборная команда для игры с другой улицей или районом, и надо сказать, попасть в неё было непросто. Набирали её самые лучшие и авторитетные игроки. В общем, играли улица на улицу, район на район. Иногда случалось такое, что команда-победитель могла быть побитой проигравшей командой от обиды за поражение, но обычно перед игрой капитаны команд договаривались, чтобы матч заканчивался без каких-либо инцидентов, а судейство было честным…»
Много тогда было и других увлекательных и весёлых уличных забав, о которых вспоминает Анатолий Васильевич. Бег наперегонки в парах, лапта, городки, «попа гоняло», чехарда-езда, «кандалы закованы», «зоска»… В ходе этих игр у ребят вырабатывались спортивные навыки и выносливый характер, формировались осанка и в какой-то мере даже правильные черты характера. В этом мне удалось убедиться на собственном примере, потому что во времена моего детства эти игры всё ещё были живы и собирали на  улицах мальчишек и девчонок самого разного возраста. Увы, сегодняшние дети, вооружённые собственными родителями множеством гаджетов, даже не могут себе представить, как собственными силами, без помощи взрослых и совершенно бесплатно можно провести своё свободное время. Точно так же, как им неведомо и то, что игра в войну – это не виртуальные «стрелялки» в Сети, а настоящее приключение с зашкаливающими эмоциями и физическими тренировками.
«Как дети послевоенного времени мы очень часто играли в войну, — продолжает Анатолий Васильевич, который оказался на редкость замечательным рассказчиком. – Вырезали из досок или фанеры автоматы и пистолеты, из бумажных кульков делали гранаты, засыпая их уличной дорожной пылью. На «русских» и «немцев» делились по очереди, потому что «немцем» никто быть не хотел. Прятались в переулках, находили друг друга и «строчили» из деревянного оружия, пуляли бумажными гранатами… После этих игр я приходил домой в грязных от пыли рубашках (чистых с утра), в порванных о заборы штанах, и, конечно же, нередко получал порку. Стирка белья по тем временам была сопряжена с большими физическими нагрузками. Стиральных машин не было, всё стиралось в тазах и ваннах, а воду грели на печках. Но сначала её надо было наносить в вёдрах на коромыслах из будок, которые стояли только в начале и в конце улицы. А для полива огородов воду возили на самодельных тележках, на которые устанавливали большие бочки…»
Да, полив огородов, а также прополка и в мои времена считались святой обязанностью детей. Как правило, родителям, уходившим с утра на работу, об этом даже не приходилось нам напоминать. А самым главным стимулом для того, чтобы как можно скорее покончить с этим делом, служили всё те же уличные игры и стихийные походы всей ватагой на берег пруда или речки. При этом в том месте, где выросла я, пляжа никакого не было. Как собственно, и сейчас в том городе, где живу. Но оказывается, что несколько десятков лет назад в Ленинске он существовал. Пляж располагался на берегу Ини, несколько левее от того места, где находится мост через реку. По воспоминаниям отдыхавших на нём людей, там были водная и спасательная станция, вёсельная лодка, которую можно было взять напрокат, и моторная для спасателей. Вот и для Анатолия Васильевича походы на пляж остались одной из самых ярких страниц детства.
«В жаркую летнюю погоду мы частенько с самого утра уходили на городской пляж. С собой брали «прогресс», который чаще всего состоял из хлеба с солью, луком, огурцами и помидорами. Воду в бутылки обычно набирали из колонки, находившейся возле старой церкви, которую потом снесли. Мы купались и загорали весь день, а потом уставшие, но довольные возвращались домой, и весь путь составлял километров пять…»
Да, с тех пор действительно изменилось очень многое. Несомненно, жить всем нам стало намного легче. Наши продуктовые супермаркеты (и не только!) изобилуют таким множеством продуктов, что иногда диву даёшься: неужели мы всё это можем съесть? А наши дома нашпигованы бытовой техникой и электроникой, которую, наверное, не могли придумать даже самые смелые писатели-фантасты. Но мы заплатили за это большую цену, потеряв многое из того прекрасного, чем жили наши земляки много лет назад. Вот и Анатолий Агафонов твёрдо уверен: всё, чем сегодня гордится Ленинск спортивный, — было заложено в те самые послевоенные времена.
«Окрепшие уличные мальчишки, приходя в школу, попадали к прекрасным учителям, которые до войны сами были хорошими спортсменами. Прошедшие всю войну, имевшие множество боевых наград, эти люди стали настоящими организаторами и руководителями мощного спортивного  движения, давшего путёвку в большой спорт многим нашим землякам, — уверен Анатолий Васильевич. А мы, в свою очередь, просто обязаны сохранить все наши лучшие спортивные традиции, ведь они – это и есть та самая лучшая память о людях, подаривших нам мир…

Наталья Артёмкина. Фото автора.  

Это первая публикация из рубрики «Забытый Ленинск» и мы приглашаем наших читателей к диалогу. Если вы хотите подлиться своими воспоминаниями о родном городе, звоните нам по телефону 5-47-63.

Добавить комментарий