В общении с людьми — и церковными, и нецерковными — святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха, всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть уже помилован Богом.
Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связанными с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.
Церковь — это особый мир со своими правилами.
* Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком.
* При обращении к духовенству во избежание ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве. В православии существует три степени, священства: диакон, священник, епископ. Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно — на «вы» (хотя мы и говорим в молитве самому Богу: «Оставь нам», «Помилуй меня»). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты».
* Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «Отец Иоанн» (не «Отец Иван»), «Диакон Сергий» (а не «Диакон Сергей»), «Патриарх Алексий» (а не «Патриарх Алексей»).
* К диакону обращаются так: «Отец диакон». Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?». Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать слово «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…» или так: «Отец Владимир сообщил…», «Диакон Павел только что ушел».
*В церковной практике не принято приветствовать таким образом: «Здравствуйте», «Добрый день» — говорят: «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой). Священник при следующем произнесении: «Бог благословит» или: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует.
Коротко скажем об обращении к монашествующим. Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «Отец… (имя)», «Батюшка… (имя)». К монаху, имеющему постриг, обращаются так: «Отец…», к послушнику: «Брат…» (если послушник в преклонном возрасте: «Отец…»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».
В обращении к монахиням говорят так: «Мать Евлампия», «Мать Серафима». К послушницам обращаются по-другому: «Сестра…». Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Поэтому у нее просят благословения, обращаясь следующим образом: «Мать игуменья» или с употреблением имени: «Мать Варвара», «Матушка Николая» или по-простому: «Матушка» (в женском монастыре слово «матушка» относится только к игуменье. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», то подразумевают игуменью.)
Источник: официальный сайт Ленинск-Кузнецкого первого благочиния.