С 1 января этого года все страховые компании, имеющие лицензию на заключение договоров ОСАГО, обязаны заключать их в электронной форме со всеми желающими. Причем на территории всей России, независимо от того, есть у них представительство в данном конкретном регионе или нет.
Плюсы новой системы
Купить полис ОСАГО отныне можно будет по Интернету, не выходя из дома. Автовладельцу потребуется лишь посетить сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) http://www. autoins.ru, выбрать в меню раздел «Электронный полис ОСАГО» и через него перейти на сайт той страховой компании, с которой ему приятнее всего иметь дело. Продать полис обязана любая компания из списка 63 членов РСА, осуществляющих продажу электронных полисов в России. И никаких тебе очередей, необоснованных отказов в заключении договоров или навязывания дополнительных услуг… Приобрести электронный полис ОСАГО смогут и начинающие водители, информации о которых еще нет в информационной базе. Причем оформить страховку можно будет на новый автомобиль, прямо в автосалоне.
Алгоритм заключения электронного договора
Порядок действий по заключению договора страхования в виде электронного документа прописан на том же сайте РСА, в специальной презентации. Теоретически процедура достаточно проста. Потребуется уточнить, имеет ли страховщик действующую лицензию. Это можно сделать здесь же. И это важно, потому что компании время от времени выбывают из списка работающих с ОСАГО. Далее все данные для расчета тарифа должен ввести сам клиент. Для этого необходимо воспользоваться теми же документами, что и для покупки полиса в офисе компании: паспортом, водительским удостоверением, документом о регистрации транспортного средства и диагностической картой на автомобиль старше трех лет.
Выполнив всю последовательность действий, автовладелец в конечном итоге должен будет произвести онлайн-оплату страховки (с помощью банковской карты либо посредством электронной платежной системы, интернет-банка, если такая возможность предоставлена страховщиком на данном сайте) и получить электронный полис по электронной почте или забрать его в «Личном кабинете» на сайте выбранной компании. Дальше потребуется распечатать его на принтере и возить с собой, чтобы в случае необходимости предъявить сотрудникам полиции. Тем, кому больше нравятся полисы на бланках строгой отчетности, придется известить об этом страховщика и оплатить услугу почтовой доставки.
Центробанк, инициировавший в свое время внесение «электронных» изменений в закон об ОСАГО, установил жесткие требования для страховщиков. В частности прописана обязанность страховщиков и РСА так настроить информационные системы, чтобы автовладельцы могли заключить договоры в течение получаса с момента подачи на сайт заявления, оформленного надлежащим образом.
Куда пожаловаться?
По данным отделения Сибирского главного управления ЦБ РФ по Кемеровской области, за первую неделю января электронные договоры ОСАГО заключили 178 кузбассовцев. Вместе с тем в отделение поступают жалобы, связанные с проблемами при оформлении электронных полисов.
Как уточняет Константин Загребнев, начальник ОГИБДД «Ленинск-Кузнецкий», подполковник полиции, в случае невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора следует обращаться с соответствующей информацией в территориальное учреждение Банка России (650000, г. Кемерово, ул. Кирова, 12, телефоны: 8 (3842) 71-92-00 или 8 (3842) 36-90-96). Или пожаловаться через интернет-приемную Банка России на сайте www.crb.ru. К обращению необходимо приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения на сайт страховщика. Информацию об указанных фактах следует также направлять в Российский союз автостраховщиков (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, 27, стр. 3, е-mail: request@autoins.ru. Телефон: 8-800-200-22-75. Сайт: www.autoins.ru).