Многие потребители нередко сталкивались с ситуацией, когда банк или страховая компания отказываются заключить договор без оформления дополнительного страхования жизни, здоровья, имущества и т. д. Являются ли их действия правомерными?

В соответствии с законодательством Российской Федерации страхование делится на обязательное и добровольное.

Согласно ст. 935 Гражданского кодекса законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

dogovor-so-strahovkoj

К обязательным, среди прочих, относятся такие виды страхования как:

— обязательное медицинское страхование;

— страхование при перевозках пассажиров;

— обязательное социальное страхование;

— страхование ответственности туроператора;

— страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств;

— страхование вкладов физических лиц.

Обязанность страховать свою жизнь или здоровье, а также имущество не может быть возложена на гражданина по закону. Эти виды страхования являются добровольными и могут быть осуществлены исключительно на основе личного волеизъявления.

Оспорить уже заключенный договор страхования, мотивируя тем, что он был навязан очень сложно. Как показывает судебная практика, собственноручная подпись свидетельствует о том, что договор подписан осознанно и добровольно, и что потребитель понимает и соглашается с предложенными ему условиями.

В соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 20.11.2015 г. № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» с 1 июня 2016 года у граждан появилась возможность отказаться от навязанной страховки и вернуть потраченные на нее деньги. Согласно п. 1 данного документа страхователь имеет право отказаться от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный п. 1 Указания Банка России, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату страхователю в полном объеме. Если же договор добровольного страхования уже действует, в случае отказа от такого договора страховая компания имеет право удержать часть средств пропорционально сроку, прошедшему с момента его подписания.

Все вышеперечисленные условия в обязательном порядке должны быть прописаны в договоре.

Страховщик должен вернуть страховую премию или ее часть наличными деньгами или в безналичным расчетом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

Страхователю для реализации своего права на отказ от договора добровольного страхования и возврат уплаченных по договору денежных средств необходимо обратиться в страховую компанию с письменным заявлением о расторжении договора (полиса) о страховании. Заявление должно быть подготовлено в двух экземплярах, на экземпляре потребителя в организации должны поставить отметку о его принятии. В случае получения отказа в удовлетворении требования в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением.

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по кемеровской области.

Добавить комментарий