Досуг шестилетней Вики Ананьиной, воспитанницы детского сада №18, с недавних пор немного изменился. Теперь два раза в неделю после «вахты» в садике она ходит на специальные школьные курсы. Тетради, рюкзак, набор ручек — и вперед за знаниями, все по-настоящему. Есть чем похвастаться перед подружками: девочка и ее мама готовятся поступать в школу. И таких как Вика в «подготовительном классе» Ларисы Александровны Васильевой, учителя начальных классов гимназии №12,более 20 ребятишек.

— Лариса Александровна, почему теперь нужно готовить ребенка к школе? Раньше такого не было, насколько сегодня это важно?
— Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка учебниками, тетрадями и прочей канцелярией, он должен быть подготовлен к школе (интеллектуально, психологически, эмоционально). И при вступлении в школьную жизнь уже иметь определенный багаж знаний, навыков и умений.

dsc_2501

— А что плохого, если ребенок к началу учебного года, так и не овладеет чтением?
— Плохого в этом ничего нет, просто ребенок может не успевать, не справляться с нагрузкой, только потому, что не умеет читать. Сегодня нечитающий ребенок – скорее редкость среди первоклассников, чем правило.

Многое здесь будет зависеть и от образовательной программы, по которой первоклассник начнет обучение.Одни из них требуют более серьезной дошкольной подготовки, нежели другие. И если родители выбирают школу, где обучение строится по этим программам, то очень хорошо, если ребенок к 1 сентября уже будет уметь читать и считать.

Но это, на мой взгляд, не самое главное. В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками, проявлять любознательность,умение слушать и слышать – вот что важно!

Вы уже семь лет знакомите на подготовительных курсах малышей со школьной жизнью и еще дольше знакомите их с миром знаний на начальной ступени обучения. А какие они, современные первоклассники?

— Современные первоклассники — очаровательные малыши, любопытные, наивные, доверчивые. Гордятся своим новым «статусом» и надеются, что всё у них получится. При этом ребята сегодня зачастую обладают скудным словарным запасом, с трудом обобщают и классифицируют предметы, не знают их значений. Обычно это происходит потому, что родители очень мало читают ребенку или совсем не читают. Поэтому хотелось бы обратиться к взрослым с просьбой почаще вспоминать, что они родители очаровательных малышей, и в суете каждодневных забот находить время для общения, совместных игр и чтения.

— Ваше мнение: лучше отдавать ребенка на курсы или лучше дома маме с ребенком научиться читать, писать и считать?
— Есть дети, которые хорошо занимаются дома со своими родителями. Только взрослые должны помнить, что занятия необходимо проводить систематически, последовательно и грамотно. Сегодня в магазинах представлен широкий и разнообразный ассортимент дидактических материалов: настольные игры, различные прописи, занимательные и познавательные книги. Самое главное для родителей — понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в занятия из-под палки или унылые беседы. И лучше, если домашние уроки проходят в виде игры, так как детям присуща совершенно уникальная способность — на лету, в игровой обстановке хватать знания.

Но чаще встречается ситуация, когда дети не воспринимают свою маму (бабушку, папу) как учителя. Дошколята в домашних условиях начинают увиливать от трудных заданий, капризничать и быстро выводят родных из себя. При таком варианте лучше записать ребенка на групповые занятия в детские развивающие центры или на подготовительные курсы при школе.

К слову, сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учителя, которые на следующий год набирают первый класс. Учитель знакомится с детьми, определяет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок в свою очередь заранее в щадящей обстановке привыкает к педагогу, к его требованиям. Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы: раздевалкой, этажами, классами и коридорами, учится сидеть за партой, поднимать руку при ответе, работать с тетрадью, узнает, что такое урок, перемена, отметка, школьный дневник, каникулы и многое другое. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамичных детей, которых сегодня большинство, это очень позитивная практика.

— Как правильно родители должны настроить ребенка на поступление в школу?
— Еще в 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский указывал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». Этот принцип в полной мере работает и в ХХI веке. Так что родительский настрой должен быть позитивным. «Школьник» — это привлекательный статус для ребёнка. Поступление в школу связано с новыми обязанностями: папа с мамой работают, и первоклассник тоже трудится, овладевает знаниями. И тут важно, чтобы ребёнок чувствовал, что родители гордятся его новым положением и всегда помогут, будут рядом.

— Лариса Александровна, а чем родители могут помочь будущему первокласснику?На что, по вашему мнению, они должны обратить внимание за год до школы?

— Прежде всеговажно развитие мелкой моторики. Кроме лепки, рисования, различных поделок и прочего, необходимо учить штриховать, раскрашивать. Наукой доказано, что если мелкая моторика не развита, ребенок будет испытывать трудности при обучении письму. Учите ребенка пересказывать. Обращайте внимание на правильность произношения звуков. Вовремя корректируйте проблемы с логопедом. Если нет возможности посещать логопеда, то занимайтесь сами, используя специальную литературу. Развивайте память и внимание. Просите заучивать наизусть стихи. Учите сравнивать, находить сходства и различия. Еще одним важным пунктом является коммуникативное развитие ребенка. Наблюдайте, как ребенок общается со сверстниками, умеет ли договариваться, делиться, корректно отстаивать свою точку зрения, не прибегая к рукоприкладству.

Поступление в первый класс является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И важно подготовить его к этому рубежу со всех сторон: и интеллектуально, и психологически, и физически. Ну и конечно, самим морально настроиться пройти всю школьную программу заново, уже вместе с ребенком.

dsc_2492

Совет
Умение читать — одно из главных условий успешной учебы в школе. Но учить этому нужно правильно, проговаривая буквы звуками, например, не «мэ» или «эм», а «м». Не менее важно до школы развить фонематический слух ребенка: умение выделять звуки в речи, называть их, называть слова на заданный звук. Что касается математики, ребенок должен владеть счетом хотя бы в пределах 10, в том числе и в обратном порядке, знатьсложение и вычитание, уметь соотносить число и количество предметов. Ребенок также должен иметь представления об окружающем мире (цвета, названия предметов, времена года и т.д.).

А вот учить до школы писать прописные буквы самостоятельно не стоит. Любые печатные — рисовать, вырезать, раскрашивать — можно.Цифры тоже можно, но прописи необходимо сразу брать такие, в которых указано стрелками, как именно эти цифры писать. Что касается прописей, начните со штриховки. Затем прописи, где нужно обвести элемент и продолжить строку таким же элементом. Затем печатные буквы и цифры. Этого для подготовки к школе будет достаточно.

 

Отигры к учебе

Чем лучше ребенок умеет играть, тем лучше станет учиться. В игре ребенок моделирует свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации. Если же такой период развития, как игра, по каким-то причинам не исчерпал себя, школьная нагрузка может стать для ребенка непомерно тяжелой. Поэтому очень важно дать ребенку возможность «наиграться», а заодно и поучиться…И, чтобы сыграть со своим ребенком в эти игры, не нужно быть педагогом и психологом.

Например, всем известная игра «Что хотите, то купите, черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите» — прекрасная игра для воспитания сосредоточенности.Вырезание, лепка, оригами и шитье развивают моторику и помогают подготовить руки к письму. Отгадывание загадок воспитывает находчивость и обогащает словарный запас. Речевую активность поможет развить известная игра «Угадай, что я загадал», в которой на наводящие вопросы тот, кто загадал слово, может отвечать только «да» или «нет».Также можно играть с ребенком (например, по дороге в детский сад или на те же подготовительные курсы к школе) в различные игры на развитие памяти. Например, это может быть игра «Бабушка укладывает в свой чемодан…». Взрослый говорит ребенку: «Бабушка укладывает в свой чемодан… кофточку!». Ребенок повторяет фразу и добавляет свое слово. И так до того момента, когдп ряд предметов уже нельзя будет воспроизвести. Дошкольнику под силу запомнить в среднем 18-20 предметов в бабушкином чемодане. Для развития внимания важно поиграть с детьми в «съедобное-несъедобное», «вершки-корешки», «летает — не летает».

Наталья Регер.

Добавить комментарий