Орловский… Согласитесь, что есть в названии этом какая-то неудержимая, необъятная сила. И люди, ранее жившие и ныне живущие в некогда большом поселке, обладают такой силой воли, что её с лихвой хватило бы на многие поколения. Сегодня от той былой жизни, царившей некогда в посёлке, остались лишь воспоминания. Оставшиеся дворы в Орловском нынче можно по пальцам пересчитать…      

В конце февраля Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ будет праздновать свой 85-летний юбилей. В преддверии знаменательной даты мы публикуем собранные по крупицам истории из жизни людей поселка Орловский. Воспоминания орловцев бережно записала и сохранила заведующая сельским клубом поселка Лариса Владимировна Коноплева.

В чаше плакучих берёз

От Мусохраново до Орловского всего-то 10 километров. По нынешним меркам, это пустяк: пять минут — и на месте. Да и дорога от одного посёлка до другого — любо-дорого посмотреть: по ней при желании машины в три ряда могут проехать. Ровное дорожное полотно, однотонный пейзаж, состоящий из бескрайних и покрытых снегом полей, убаюкивают путника так, что впору уснуть. Жаль, что времени нет.  Вот, окруженный хороводом плакучих берёз, показался первый жилой дом, а за ним — ещё и ещё.

При желании объехать Орловский вдоль и поперёк можно минут за 15, потому как улиц здесь всего две: Луговая и Магистральная. Сегодня в поселке живут от силы человек сорок, из них всего трое детей. Есть фельдшерско-акушерский пункт, клуб, библиотека с богатым фондом, который насчитывает более 5 тысяч печатных изданий и неопубликованных документов. Нет здесь нынче только своего магазина. Раз в неделю из соседнего Шабаново приезжает автолавка, в которой жители и отовариваются. Продукты доставляют самые необходимые, в том числе хлеб, масло, крупы, случается, что  возят что-то и под заказ.

И, вроде бы, населения в посёлке раз-два и обчёлся, тем не менее жизнь тут не стоит на месте. Причиной всему активная работа местного клуба. На каждый праздник сюда стекаются люди. Причем приходит не только ребятня, но и старшее поколение, которое помнит те далекие годы, когда гудел посёлок встревоженным ульем. Именно воспоминания старожилов легли в основу рукописной брошюры…

Белорусские первопроходцы                                      

Первые поселенцы пришли сюда, на необжитые степные земли, почти 100 лет тому назад, в 1925 году. Семья Боленковых, спасаясь от голода, приехала на землю сибирскую из Беларуси. Первопроходцами стали супруги Демид с Маланьей и их сыновья — Иван, Прокоп, Осип, Андрей и Стефан. Нежданными были они, а потому и жильем не обеспечены. Пришлось какое-то время ютиться в крохотном соломенном домишке, который больше напоминал будку.

В том же году из деревни Новый Дедин, который находится в Могилевской области, в район приехали ещё пять семей — Павлюченко, Пожиловы, Большовы, Маевские и Шапаревы. Им повезло чуть больше: временно их расселили по домам в п. Мусохрановский. Позже новоиспеченным сибирякам дали добро на строительство собственных изб. За стройматериалом — древесиной — ездили в тайгу сообща. Впрочем, помогали друг другу они всегда и во всем.

Так, спустя время, в березняке, словно грибы после дождя, стали вырастать добротные дома. Люди стали постепенно обживаться, обзаводиться хозяйством. Только вот поселение это было без названия. Настала пора исправлять оплошность. Не зря говорят, что истина в споре рождается. В итоге после долгой дискуссии постановили: пусть деревня  Орловкой величается, потому как местная фауна уж больно была богата на степных орлов.

Хлебушек из проса

Спустя шесть лет, в 1931 году, поселок обзавёлся и собственным колхозом: название дали ему «Красный белорус». Председателем назначили Василия Исаевича Лукашенко. Тяжелое это было время, много невзгод пришлось пережить орловцам. Что-то с годами стерлось из памяти, что-то осталось, и эти воспоминания взяли на карандаш… «В 1932 году случился большой урожай проса. Пшеницей поля в то время ещё не засевали. Хлеб из просовой муки вынуть из печи было почти невозможно. Он попросту на части разваливался. Выход нашли быстро. В остывшую печь залазили ребятишки и аккуратно доставали оттуда хлебушек…». К слову, дети в те далекие годы дети трудились наравне с взрослыми. Пололи руками на полях сорняки, во время сенокоса с помощью коней стягивали копны. Не отставала ребятня и в самую горячую страду – во время уборки урожая.

Работали в ту пору много, а вечерами собирались молодые да старые на посиделках — вязали крючком кружева, вышивали, пели песни. Ни один праздник не обходился без гармошки. Когда началась война, из поселка на фронт стали уходить мужчины, бронь досталась лишь малой части мужского населения.

Обвешанный гранатами, он в бой пошел…

И по сей день гордятся орловцы своими земляками-фронтовиками, которых ещё в середине прошлого века в посёлке жило немало. Время никого не ждёт и не жалеет. С годами стал редеть казавшимся крепким ветеранский строй. По воспоминаниям местных жителей, 20 лет тому назад в п. Орловский оставался в живых всего один ветеран Великой Отечественной войны – Иван Савельевич Павлюченко.

Много горя выпало на его жизнь. Остался он сиротой в 13 неполных лет. Потом был фронт, куда он попал почти сразу — в июне 1941-го. В составе 118-й стрелковой дивизии воевал на Белорусском фронте, позже перевели его в 401-й артиллерийский полк. В силу обстоятельств служил разведчиком-наблюдателем. В ноябре 43-го, во время боёв в городе Орша, получил он тяжелое осколочное ранение правой ноги. В записях Ларисы Владимировны есть упоминания о том, что Иван Васильевич, будучи в госпитале, писал письма на родину в Белоруссию, но не знал он тогда, что деревня его находилась в оккупации. Ответила ему знакомая девушка Полина, которая впоследствии и стала его женой. Сюда, в п. Орловский, их семья перебралась уже в конце 50-х годов.

Есть в рукописи и упоминания о труженице тыла, вдове фронтовика Ирине Васильевне Боленковой, которая переехала сюда вместе с родителями ещё тогда, когда на месте Орловки колосились рожь и просо. Засевали поля сельхозкультурами, по воспоминаниям старожилов, жители близлежащих деревень. Когда началась война ее супругу, Прокопу Демидовичу, почти сразу пришла повестка. Отправляли его в Прокопьевскую учебную часть. Первая и единственная весточка от мужа ей прилетела уже с фронта. Писал о том, что находится в сорока километрах от Москвы и в шестидесяти километрах от Ленинграда: «Нас обвешали гранатами, сейчас идем в бой…». Ждала Ирина Васильевна мужа и всем сердцем надеялась, что вернётся он после войны. Но годы шли, а он так и числился без вести пропавшим. Свидеться им больше так и не пришлось. Одной пришлось ей поднимать на ноги троих детей…

От колхоза до совхоза

И, вроде, гремела война за тысячи километров от поселка, а всё же не обошла стороной: пришел  упадок местный колхоз. С удвоенной силой вчерашние фронтовики принялись восстанавливать хозяйство. Построили животноводческие помещения и лесопилку, соорудили зерносушилку. А спустя время в Орловский «зашло» электричество, а электрик Александр Васильевич Лукашенко стал  чуть ли ни самым уважаемым человеком в поселке. Электрификация дала положительный импульс к  возведению новых объектов. В поселке в кратчайшие сроки  появились  новые жилые здания, школа и клуб.

А в 62-м вновь грянули перемены. «Красный белорус» было решено присоединить к совхозу им. Чкалова. Почти сразу после слияния возвели свинокомплекс. Работы у местных прибавилось. Именно тогда история поселка Орловский тесно переплелась с историей посёлка Мусохраново, где в 1965 году открыли почтовое отделение, а следом, через пару лет, и телеграф. Помнят орловцы, когда в начале 70-х был организован совхоз Мусохрановского треста «Свинпром». Доброе это было время. За три года совхоз смог шагнуть далеко вперёд, и все это — благодаря людям. С 1972 по1975 годы были сданы в эксплуатацию почти 40 квартир, автогараж, ремонтная мастерская, детский сад на 140 мест. Для обогрева новых помещений возвели котельную и проложили теплотрассу.

Строительство шло такими темпами, что к началу 1985 года в совхозе практически не осталось очереди на жильё. В те годы обновления случились и в трёх медпунктах, которые находились на территориях Мусохрановского совхоза. Кроме того, для удобства местного населения через речку Касьма был построен капитальный мост, а до п. Мусохрановский проложена асфальтобетонная дорога. Комфортные условия, достойные заработки стали хорошим стимулом для демографического роста. Согласно статистике того времени, только рабочих и служащих здесь проживало около 600 человек, а за школьными партами сидело порядка 250 ребят.

Очень сложно, говорят орловцы, перечислить тех, кто работал, начиная с 30-ых годов, в местном совхозе. Но не в этом суть. Все они — бригадиры, трактористы, шоферы, скотники, кузнецы, свинарки, доярки, телятницы — трудились на благо родного района.

Скоро стукнет ровно век

Жизнь посёлка, причём не в самую лучшую сторону, круто изменилась в начале 90-х. Люди в поисках заработка стали разъезжаться кто куда. Трудно было удержать молодежь, которая со временем могла бы возродить Орловский. В итоге в 2004 году в Орловском из местного населения осталось около 150 человек. Почти половина – ветераны, труженики тыла, пенсионеры. Ребят дошкольного и школьного возраста было чуть больше 20.

Вот краткая выдержка из рукописи: «Пока ещё существует СПК «Орловский». Земельные паи жителей Орловки передали в Шабановский колхоз «Заря» в аренду. Из рабочих осталось шестеро трактористов, которые обслуживают население, помогают вспахивать огороды, заготавливают сено…».

В следующем году поселку исполнится сто лет, большим миром это событие будет вряд ли замечено. Но, как и прежде, работники клуба подготовят праздничное мероприятие, на котором обязательно упомянут имена тех, кто когда-то строил и обживал поселок Орловский…

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото из архива заведующей сельским клубом п. Орловский Л.В. КОНОПЛЕВОЙ.

Добавить комментарий