Впервые в деревню Новопокровка приехала я в сентябре на открытие памятника в честь земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Для такого небольшого населённого пункта, где нынче проживают около ста человек, это событие было настолько значимым, что по этому поводу устроили митинг. Немало людей собралось в тот день в самом сердце деревни. Были здесь и местные жители, и гости, которым, к слову, новопокровцы всегда рады. Тогда же узнала и о последних хороших новостях: активисты из удмуртского общества «Джардон» хотят открыть в деревне этнографический дом-музей, и даже избу для этой цели уже присмотрели. И это лишь первые шаги к её благоустройству.
Человек не местный или не знающий хорошо Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ, может запросто перепутать Покровку с Новопокровкой: и та, и другая деревня на карте района есть, но вот расположены они совершенно по разные стороны. И если Покровка относится к Шабановскому сельскому поселению, то Новопокровка расположена совсем в другом направлении, примерно в десяти километрах от Красноярки (а это Демьяновское сельское поселение). Впрочем, даты создания этих деревень отчасти схожи. День у них один — 14 октября (Покров день), разница кроется лишь в годах – 1929 и 1926.
Местный зимний пейзаж
А ведь больше полувека тому назад в Ленинск-Кузнецком районе было две Покровки. И это – факт! Путаница, конечно, была, не без этого. В итоге, чтобы навести порядок, одну из деревень (та, что постарше) в 70-х решили переименовать в Новопокровку.
Через пару месяцев, в ноябре, в эту деревню, которая стоит на самом отшибе (дальше только поля да леса), я и решила вернуться. Причина была веская. В местном клубе «джардоновцы» (о них расскажу чуть позже) устроили праздник – День народного единства. Почти с десяток километров пришлось проехать по отсыпанной гравием дороге, которую накануне покрыло белоснежным пухляком. Польза от свежевыпавшего снега, без сомнения, чувствовалась. Ещё полтора месяца тому назад, она, дорога, не была столь идеальной, как сейчас: ни пыли, ни ухабов, ни кочек, лишь пучки засохших трав по обочинам да однотонный пейзаж за окном – серое небо и бескрайние, впавшие в спячку поля. Ожила и преобразилась картина лишь после того, как мы, свернув на повороте, оказались в деревне.
Легкий ноябрьский морозец (наверное, к празднику постарался!) украсил кромку пруда тонким, будто хрусталь льдом, а вот свободная от наледи вода ещё «резвилась», подрагивая в такт неугомонному ветерку. Чтобы сделать пару фотографий водной ряби, а заодно и полюбоваться репродукцией леднёвского «Зимнего пейзажа», решили на минуту остановиться.
Первое, что поразило, это звуки. Казалось бы, откуда им здесь, в заснеженной, застывшей во времени деревне взяться? Но их, на удивление, было много! В основном на разные голоса щебетали птицы. И немудрено, ведь в метрах тридцати от нас находился птичий двор. Это общежитие для пернатых местные смастерили сами. Не сразу птахи облюбовали жильё, только с наступлением холодов стали обживать скворечники на тополях. Самые неугомонные в этом хоре были свиристели. Птица эта хоть и лесная, но уж больно охоча до рябины, вот и прилетает она в Новопокровку, чтобы отобедать подмороженной, а оттого чуть сладковатой ягодой. Удивительно, но природа в тот день решила улыбнуться ещё раз и отправила к нам на встречу утиное семейство.
Колхоз, шахта и школа-семилетка
Пруд — место обитания не только уток. Водятся тут карась и окунь, поговаривают, что счастливчикам здесь даже щук ловить удавалось. До чего наваристая из неё уха получалась! Историю этого водоема отчасти можно назвать необычной: его ещё в начале прошлого века собственноручно, с помощью простейших инструментов — лопат, кирок — выкопали первые поселенцы. Не особо приветливой была в те годы здешняя местность. С одной стороны — плодородные земли, бескрайние поля, богатые живностью леса, а с другой – топкое, кишащее комарами, гнусом болото. В общем, суровый, почти нехоженый край. По местным мерка до тайги почти рукой подать — всего каких-то 40 километров.
Заселять землю Покровскую начали в 1926 году (наверное, это были отважные люди, раз осмелились они на такой поступок), все приезжие были северными удмуртами. Новосёлами в ту пору чуть больше ста человек оказалось, а это почитай тридцать дворов.
Ещё в начале осени мне удалось пообщаться с одной из местных жительниц, 72-летней Раисой Ивановной Ушаковой, которая, как выяснилось, до сих пор помнит те времена, когда их деревня «звенела звонко да задорно»: «Всё было. И мельница, и пекарня, и кузница с пилорамой, и магазин добротный. И даже небольшая угольная шахта была. В те годы, когда она работала, я ещё не родилась. Позже слышала от людей, что уголёк в ней добывали работники колхоза. Потом, вроде как в 40-е, там обвал произошел, после чего шахту-то и закрыли». О колхозе с простым, незамысловатым названием «Нацмен» нужно сказать отдельно, хотя бы немного. Организовали его в 30-е годы, а чтобы на первых порах поддержать молодое сельхозпредприятие, люди делились своим нажитым добром, кто чем мог: кто — плугом, кто — лопатами с граблями, а кто и лошадь приводил.
Повод для гордости — не только клуб, но и школа-семилетка. Добротное деревянное здание с самого утра гудело встревоженным ульем. В ту пору ребячий гомон стоял на всю округу – что ни двор, то семья многодетная: «По четверо-пятеро детишек в каждой было — не меньше», — вспоминают местные старожилы. Кануло в Лету то время, нынче в Новопокровке всю ребятню по пальцам двух рук пересчитать можно, и учиться школяров возят в деревню Красноярка. А от той былой школы лишь воспоминания остались да выцветшие от времени черно-белые фотоснимки. Вот на одном из них едва улыбается обожаемая ребятнёй учительница Мария Михайловна Мышкина. В тяжелые военные годы именно она заняла место ушедшего на фронт председателя сельсовета.
Здравствуй, Влад из Ижевска!
Пожалуй, с момента моего последнего приезда в Новопокровке почти ничего не изменилось, разве что на территории памятного места появились три флагштока с развевающимися на ветру флагами СССР, России и Удмуртской Республики. Кому пришла идея установить их, стало понятно сразу: конечно, «джардоновцам», кому ж ещё! «Джардон» — это душа и сердце Новопокровки, которое бьётся в унисон с деревней уже больше года. За время своего существования активисты сделали много добрых дел для родной сторонки, и ещё больше им предстоит сделать, потому как совсем скоро деревня будет праздновать свой вековой юбилей.
Так случилось, что в этот раз удалось познакомиться с идейным вдохновителем новопокровского удмуртского общества 24-летним Владом Зыряновым, студентом Ижевского института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики. Но каким ветром молодого человека задуло в наш регион? «Попутным! – улыбаясь, отвечает он. – Вообще, родом я из Крапивинского района, а здесь у меня живет родня, правда, дальняя». От Влада узнала, что (а вернее – кто) подтолкнуло его к созданию «Ӟардон» (именно так по-удмуртски звучит это название). Идея не пришла в его голову внезапно, этому предшествовала интереснейшая встреча. «Увлекся финно-угорской культурой я ещё в школе. Моя бабушка, удмуртка по национальности, научила меня азам этого, как мне тогда казалось, удивительно сложного, но невероятно красивого языка. От нее узнал я и о наших национальных песнях, их ещё называют крезь», — рассказал он.
Так случилось, что в 2020 году в Новопокровке с экспедицией побывал удмуртский филолог-фольклорист Николай Владимирович Анисимов. «Я познакомился с ним, разговорился, рассказал ему о своих увлечениях, и он дал мне один дельный совет — поступить в ижевский вуз», — говорит Влад. Уже, будучи студентом, он связался с новопокровцами и предложил им создать своё национально-культурное объединение. Так в прошлом году на свет появился «Джардон».
С душой нараспашку
Большой Новопокровка и не была никогда вовсе. На всю деревню – всего три улицы: Центральная, Новая и Школьная. Последнюю жители то ли в шутку, то ли всерьёз прозвали «Горлопан». От добротных дворов, а их ещё в начале 50-х было больше полсотни, сегодня мало что осталось. Молодежь в поисках лучшей жизни разъезжается кто куда. Но есть среди молодого поколения и такие, кто к родному месту прикипел всей душой. Как, к примеру, 12-летняя Саша Негодяева: «И не думала даже насовсем отсюда уезжать. Отучусь, и обязательно вернусь обратно. Видели, как у нас здесь красиво! А воздух какой! А тополя какие высоченные! И птицы звонкие!». Саша и её подруга, 14-летняя Злата Грищенко, по национальности хоть и русские, но обычаи своих соседей-удмуртов чтут и уважают. «Я даже специально несколько слов на удмуртском выучила, — говорит Злата. — Мы и на праздник сегодня пришли, чтобы ближе познакомиться с удмуртской культурой. Интересно ведь!».
Местные любят Новопокровку и принимают её такой, какой она есть. И пусть за годы деревня изменила свой облик – не стало школы, да и с работой тоже туго, люди здесь остались прежние, с открытой нараспашку душой. А ещё изо всех сил стараются они обучить родному языку ребятню.
«У нас ведь по удмуртски-то теперь только старики хорошо говорят да понимают. Молодежь почти совсем на удмуртском не разговаривает, так, ради забавы разве что, — присоединилась к разговору староста деревни Августа Аркадьевна Королева. – Одна надежда на «Джардон». Может, у детей интерес какой проснётся».
Деревня всегда на связи
В общество «Джардон», не сговариваясь, почти вся деревня разом вступила. Всё честь по чести, а чтобы легче связь поддерживать было, один на всех мессенджер (программа для обмена сообщениями) завели. Так сказать, сарафанное радио в современном обличье. А как по-другому информацией да рационализаторскими предложениями обмениваться на расстоянии! Не все, кто родился и вырос в Новопокровке, сегодня живут здесь. Кто-то перебрался на «Большую землю» — в Кемерово, Ленинск, а кто-то переехал в соседнюю деревню Красноярку, где и церковь, и школа, и садик, и даже ФАП имеются. Да и народу побольше, а значит, и веселее.
Разлетелись, но не забыли друг друга. По-прежнему общаются и встречаются, как и полвека тому назад. А с появлением «Джардона» (у его руля поставили Нину Ивановну Коншину) жизнь деревенская, которая, казалось бы, начала угасать, вновь заиграла как по нотам. Не так звонко, как раньше, конечно, но слышно нынче дальнюю деревню не только на весь район, но и далеко за его пределами.
В каждом крае есть свои уважаемые люди, вот и Новопокровка ими тоже не обделена. Нет, к сожалению, пока в деревне музея, где можно было бы узнать о них всё, зато неподалеку от клуба есть памятное место, которое без утайки поведает вам имена местных героев Великой Отечественной войны и специальной военной операции. На установку памятника «джардоновцы» складывались дружно, кто сколько смог, большую лепту внес сельхозпредприниматель. Как говорится, мир не без добрых людей.
И блага нам не чужды
В тот день часа три провела я в Новопокровке, побывала на праздничной встрече. Много говорила с местными о житье-бытье, о современной цивилизации, блага которой отнюдь не чужды и селянам, о том, как беднеет деревня, отпуская в свободное плавание своих детей — не всех удаётся удержать, возвращаются лишь единицы. А что если попытаться вдохнуть в деревню вторую жизнь, ведь первые шаги уже сделаны? «А мы и пытаемся! — услышала я в ответ. – Мы хотим не только культуру удмуртскую возродить и сберечь, но и, так сказать, облагородить деревню. Может, в новом обличии она молодежь заинтересует».
И несколько слов о планах «джардоновцев». О них во время беседы мне поведала председатель общества Нина Ивановна Коншина. На улице Береговая (название говорит само за себя) к юбилею Новопокровки хотят оборудовать новое место отдыха — установить на берегу пруда качели и стол со скамейками. На бывшем фундаменте школы (находилась она на улице «Горлопан») планируют благоустроить зону отдыха. А что до музея, то здесь всё гораздо проще – не только избу уже подыскали, почти все экспонаты собрали: национальную одежду, предметы мебели и быта, и даже книги со стихотворениями А.С. Пушкина на удмуртском языке имеются. Придётся, видать, через год снова в гости к новопокровцам наведаться!
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.