Глаза Анны Яковлевны Прокудиной по-девичьи горят задорным блеском: сразу даже и не скажешь, что прошлом году она отмечала 90-летний юбилей. Веером разложив на столе фотографии, труженица тыла и ветеран труда окунулась в воспоминания о том, как она, будучи ещё совсем ребёнком, стала трудиться на колхозном поле. Постепенно привыкнув к тяжёлому труду, Анна Яковлевна так и осталась работать в колхозе «Страна Советов».
В тылу была своя война
В 1924 году её родители Яков и Алёна перебрались из Пензенской губернии в село Ариничево: они, как и большинство переселенцев того времени, бежали от голода. Первое время семья жила в доме близкого родственника, а после, когда Яков стал председателям сельсовета, им выделили добротный дом.
Когда началась война, Анне едва исполнилось 11 лет. Женщина до сих пор помнит, как её старших братьев Ивана и Павла забрали на фронт и как они слали письма родным, по-солдатски скупо рассказывая в них о тяготах того времени.
— Иван был водителем легендарной боевой машины БМ-13, которую в народе ласково называли «Катюшей». Он воевал три года, а после тяжелого ранения в 1944 году его комиссовали, — вспоминает труженица тыла. – Паша же всю войну прошёл пехотинцем. Несмотря на два ранения в руку и глаз, ему, как и Ване, посчастливилось выжить.
Пока где-то далеко рвались снаряды и свистели пули, на колхозных полях «Страны Советов» Анна и другие дети убирали хлеба. С ранней весны и вплоть до первого снега, будто трудолюбивые муравьи, трудились ребята в поле: боронили, пахали, пололи. А в свободное от работы время они, как прилежные ученики, зубрили уроки.
После окончания школы, если быть точнее – семи классов, Анна продолжала трудиться в колхозе. Вставая рано утром, еще до первых петухов, девушка мчалась на полевой стан, чтобы запрячь упрямого быка в повозку.
— Работа у меня была, в отличие от полевой, не самая сложная, но очень ответственная, — рассказывает она. – Ездила я по близлежащим деревням и собирала продукты для тех, кто работал в полях. В то время в колхозе каждое зёрнышко на счету было, поэтому питались мы тем, что люди давали.
Сельчане, зная о нуждах колхоза, без лишних слов делились тем, что было в их закромах: кто кринку молока в повозку поставит, кто картошки положит, а кто и десяток яиц подкинет… В общем, с миру по нитке – колхозникам на обед.
«Алёнушка» из Ариничево
Как-то раз знойным летним днём Анна в очередной раз поехала за провизией в посёлок Кокуй. Собрав и аккуратно уложив продукты в повозку, она отправилась обратно на полевой стан. Дело было ближе к полудню: солнце пекло так, что казалось, будто хочет оно испепелить всё вокруг. По всей видимости, быку, который был запряжён в повозку, стало плохо от такой жары. Дойдя до того места, где дорога проходила чуть ли не вплотную к болоту, он неожиданно рванул в ту сторону, откуда веяло живительной прохладой. Проехав десять метров по болотным кочкам, повозка завалилась на бок, и всё съестное вывалилось в мутную болотную жижу. Бык же, погрузившись чуть ли не по самые рога в воду, блаженно закрыл глаза.
— Я тогда сильно перепугалась, — вспоминает Анна Яковлевна. – Схватила, сколько смогла, кувшины с молоком и стала выбираться на дорогу.
Девушке несколько раз пришлось проделать один и тот же маршрут, чтобы спасти продуты. В тот момент она даже не задумывалась о том, что может утонуть в болоте. Когда узелки с картошкой, яйцами и кринки с молоком оказались в безопасном месте, Анна села возле болота на пенёк и заплакала. На её счастье, со стороны глиняного карьера на машине ехал мужчина. Остановившись возле рыдавшей у воды «ариничевской Алёнушки», он предложил ей свою помощь. Промучившись почти час с быком, который никак не хотел вылезать, он сумел всё-таки вытянуть упрямое животное из болота на сушу. Анна, поблагодарив своего спасителя, поскорее поехала в стан.
Кто сказал, что старость не в радость?
Там же, на полевом стане, где работали и жили колхозники, Анна познакомилась со своим будущим мужем. Худенькая, смелая девчонка, которая бойко управлялась с быком, запала в душу молодому трактористу Ивану Прокудину, и вскоре они расписались. А в 1953 году на свет появилась первая дочь. К слову сказать, Анне Яковлевне повезло – у неё 5 дочерей: Галина, Любовь, Надежда, Полина и Татьяна.
— Наверное, мой супруг, как и все мужчины, мечтал о сыне. Но Господу Богу виднее, к тому же дочери у нас на загляденье всем выросли, — улыбаясь, говорит она. – Добрые, умные, почти все высшее образование получили.
Став взрослой замужней женщиной, чтобы чаще видеть супруга, Анна Яковлевна перевелась в весовщицы. С кипой тетрадок, в которых она старательно записывала, кто и сколько намолотил зерна, Анна Прокудина ездила по колхозным полям. На этой должности она проработала почти до самой пенсии. Даже выйдя на заслуженный отдых в начале 80-ых годов, продолжала трудиться разнорабочей.
Тогда же по вечерам, после работы, она стала захаживать в местный клуб – вначале как зритель, а после, как говорит наша героиня, творчество её затянуло. Записавшись в местный хор, стала она ездить с концертными номерами не только по району, но и области. Позже выяснилось, что, помимо отменного голоса, которым природа щедро одарила Анну Яковлевну Прокудину, есть у неё ещё один талант: уж больно выразительно и душевно умеет она читать стихотворения. В подтверждение своих слов Анна Яковлевна достала из глубины шкафа почётную грамоту, на которой черным по белому было написано, что она заняла первое место в конкурсе чтецов, посвященном Дню пожилого человека. В этом году она нашла в себе силы и повторила прошлогодний триумф. И кто после этого осмелится сказать, что старость не может быть в радость?
Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.