Валентина Васильевна Пантелеева осенью отпраздновала 90-летний юбилей. Её жизнь была нелегкой, многое пришлось пережить. Больше всего ей запомнилось голодное детство. Когда началась война, Валя была ещё школьницей. Она хорошо помнит, как по громкоговорителю объявили о нападении фашистов на Советский Союз, и началась страшная суета – мужчины, получив извещение из военкомата, уходили в пункты сбора, где их провожали родные. Её братья, Дмитрий и Иван, были в числе тех, кого призвали защищать Родину. А Валя осталась с мамой и старшей сестрой Варварой. О том, что хранит её память о тех военных годах, она рассказала нам.
После коллективизации у семьи Вали ничего не осталось. Жили они в посёлке Зеленовский Крапивинского района. В 37-м отца посадили в тюрьму. Незадолго до этого он успел построить землянку, в ней и жила семья: Мария, мать Вали, старшая сестра Варвара и сама Валя.
Сначала забрали старшего Дмитрия, ему было 18 лет. В 43-м ушёл и Иван. Отец шесть лет отбывал срок, в 42-м вернулся, но на фронт не попал – был уже пожилым. Жили скромно: в их жилище была небольшая печка, лавка, стол и нары. Мать была домохозяйкой, иногда ей приходилось принимать роды и лечить людей – врачей не было. Держали скотину: свиней и корову. Валя помогала сестре и матери в домашних делах, на огороде, пасла корову. Валентина хорошо помнит, что были большие налоги, хлеба не видели.
— Трудно было, конечно, всё лучшее отправляли на фронт: лошадей, табак, продукты. Основой всех блюд была картошка, к примеру, из неё пекли блины, пироги. На столе иногда было мясо, в основном мы ели варёные овощи, собирали ягоды, отец охотился, — вздыхая, говорит Валентина Васильевна.
И как будто в подтверждение своих слов достаёт из альбома чёрно-белое фото, на котором Василий Петрович стоит с ружьём в руках.
Старший брат ушёл на фронт, будучи женатым, у него уже было двое детей. Валентина Васильевна точно не помнит, где воевал Дмитрий, но знает, что он был связистом — одним из тех, кто обеспечивал устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, доставлял информацию в штабы и боевые части. Валентине известно, что Победу Дмитрий встретил в Германии. Иван после Великой Отечественной войны участвовал в боях с японцами и домой приехал не сразу, несколько лет ещё служил. Слава богу, они вернулись в Зеленовский живыми. Братья не раз были награждены, но за какие подвиги сестра Валентина сейчас вспомнить не может, только бережно гладит рукой фото, на котором Иван запечатлён в гимнастёрке, а на ней приколоты ордена и медали.
В послевоенные годы Дмитрий работал на шахте мотористом, а Иван комбайнером — убирал пшеницу.
Так сложилась жизнь, что окончила Валя всего четыре класса. После войны она уехала жить в Ленинск-Кузнецкий, работала в пошивочном цехе: шила спецодежду для шахтёров, постельное бельё и медицинские халаты для больницы. Потом Валентина одиннадцать лет работала уборщицей на шахте «Журинская», а позже стала выборщиком породы, вручную отделяла уголь от примесей и убирала породу с конвейерной ленты, по которой шёл уголь.
В 1953 году вышла замуж. С мужем Иваном Валентина прожила всего 11 лет. После его смерти замуж больше не вышла. Дочерей Нину, Любовь и Наталью поднимала одна.
На вопрос, был ли в жизни счастливый день, который запомнился больше всего, женщина тихо ответила, что не помнит таких дней. А немного помолчав, добавила:
— Когда приходят дети, внуки, правнуки, я обо всём забываю и хорошо себя чувствую. А когда все заняты своими делами, я одна. В такие дни я мысленно часто возвращаюсь в военное детство, которое и рада бы забыть, но не получается.
Анна Щур.
Фото из архива В. Пантелеевой.