Мало вырастить хороший урожай, надо суметь ещё и собрать его – так гласит народная мудрость, и нынешний год на земле Ленинск-Кузнецкого района подтверждает её как никогда убедительно. Для хлеборобов это обидно и горько вдвойне: одержав победу в состязании с не на шутку заливавшейся в этом году слезами-дождями юной Весной, они стали заложниками капризнейшей дамы Осени. Попали в настоящий плен, из которого не могут вырваться и по сей день, – даром, что, по календарю, уже больше недели хозяйничает октябрь. О том, какова сегодня ситуация на полях и зернотоках, – наш разговор с Алексеем Гостевым, начальником Управления по природопользованию и развитию АПК администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
— Алексей Алексеевич, насколько я помню, режим чрезвычайной ситуации во время уборочной страды введён на территории нашего района впервые за много последних лет…
— Да, к сожалению, в этом году пришлось на территории района ввести режим ЧС. Это связано, прежде всего, с погодными условиями, которые сформировались в течение всего полевого сезона. Начиная с мая, когда шла посевная, было зафиксировано обильное выпадение осадков, что очень сильно сдерживало ход посевных работ. Нам пришлось отойти от традиционных сроков сева, и мы ушли в июнь. Но в этом месяце выпало 169,2 мм осадков при норме 54 мм. В результате посевная продлилась где-то до 15 июня, а где-то и ещё дольше.
Хорошо, что в современном семеноводстве, селекции есть сорта, которые быстро вызревают, и потому даже при позднем севе осенью мы можем уже провести уборочные работы. Одним из таких сортов пшеницы является, к примеру, скороспелая «Ирень». Благодаря этому осенью мы, в принципе, подошли к тому, что все наши культуры вызрели и уже готовы были к уборке. Но вовремя мы её так и не смогли начать, потому что вновь наблюдались обильные осадки в августе — 146,7 мм при норме 51 мм – и начале сентября. В результате наблюдалось очень сильное переувлажнение почвы на глубине 10-12 сантиметров и появилось много полёгших посевов, что вызвало прорастание семян на корню. В связи с этим и пришлось ввести режим ЧС на территории района. Кроме того, с 12 сентября режим ЧС ввели и в границах всего Кузбасса.
— Каковы итоги работы комиссии, специально созданной для обследования сельскохозяйственных культур, утраченных или погибших на территории района?
— По итогам выездного обследования полей комиссия зафиксировала, что пострадало более 7 тыс. га зерновых культур из имеющихся 75 тыс. га. Также пострадали технические культуры, общая площадь посева которых составляет 35 тыс. га. В результате предварительная сумма ущерба составила более 100 миллионов рублей. Эта комиссия объехала поля очень быстро и обследовала те участки, которые пострадали больше всего. Но, я думаю, что всё мы охватить не успели. При этом хозяйства не останавливались и продолжали убирать урожай. В результате этого мы получили зерно низкого качества и проросшее, которое не идёт на хлебопечение. Однако в дальнейшем, если провести с ним необходимую работу, его можно будет использовать на фураж. Здесь у нас потери уже не только в качестве, но и в цене, потому что такой урожай ценится гораздо дешевле.
— А каковы сегодня закупочные цены на зерно?
— Я не могу точно сказать, какая цена сформировалась на сегодняшний день, но она меньше уровня прошлого года, потому что зерно идёт на рынок влажное, очень сорное.
— Меньше даже на то зерно, у которого сносное качество?
— Да, даже на него. Но, я думаю, что, когда уборка завершится, будет понятно, сколько у нас качественного зерна 3-го класса, и цена на него поднимется, потому что его будет очень мало.
— Кому и каким образом будет возмещаться ущерб от гибели урожая?
— Ущерб будет возмещаться только тем хозяйствам, которые провели страхование посевов. К сожалению, у нас в районе таких хозяйств не оказалось, за исключением одного крупного сельхозпредприятия, которое в настоящее время называется «КДВ Ленинск-Кузнецкий». Но в ответ на наше официальное письмо оно не заявило о том, что ему необходимо провести обследование, и у них гибель посевов на сегодняшний день не зафиксирована, или они пострадали в незначительном количестве. Всем остальным, кому требуется обследование, могу сказать, что у нас составлен реестр, они могут самостоятельно собрать пакет документов, обратиться в свои банки, где брали кредиты, лизинговые компании и попросить у них о рассрочке кредитов или реструктуризации долга.
— В итоге к чему мы пришли на уборке урожая сегодня, 7 октября?
— Мониторинг уборочной мы ведём ежедневно. Хорошо, что в последние 7-10 дней установилась благоприятная погода. За этот период хозяйства сделали очень хороший рывок. Убрано было более 11 тыс. га зерновых культур и 6,5 тыс. га рапса. Очень хорошо продвинулась и уборка картофеля – его выкопали с площади 200 га.
В целом по району было убрано 87% зерновых, что составляет 66 тыс. га. Общий намолот составляет 131 тыс. т при средней урожайности 20 ц/га. По рапсу: убрано 15 тыс. га – 46%, его у нас уже 21 тыс. т. Урожайность в этом году, конечно, похуже, чем в прошлом, и составляет 14 ц/га. Картофель выкопан с площади 641 га (это 94%), валовой сбор только в сельхозпредприятиях составляет 12 260 т при средней урожайности 191 ц/га (в прошлом году было 133 ц/га). Осталось убрать 42 га, и я думаю, что на этой неделе уборку картофеля мы уже закончим.
— Картофелеводческие хозяйства не столкнулись с той же проблемой, что и население? Многие говорят, что корнеплоды сильно гниют.
— Конечно, такая проблема у нас тоже наблюдается. Но в специализирующихся на картофеле хозяйствах имеются современные сортировочные комплексы. Руководители говорят: да, есть такое явление, но в незначительных количествах, поэтому ничего страшного нет, опасений обстановка не вызывает.
— Известно, что сегодня в районе имеется не так уж и мало современных высокопроизводительных зерносушильных и зерноочистительных комплексов. Но достаточно ли имеющегося оборудования, чтобы переработать весь поступающий с полей урожай?
— Проблема переработки зерна у нас существует. На территории района действует более 70 предприятий, но, к сожалению, не у каждого из них есть зерносушильные и зерноперерабатывающие комплексы. У нас всего около 40 комплексов, и они сосредоточены всего на 30 предприятиях. Это является сдерживающим фактором при уборке урожая в сложных погодных условиях. То есть фермеры, у которых нет такого оборудования, просто ждут, когда наступит хорошая погода, чтобы зерно было невлажным, но при этом они теряют в качестве и количестве урожая. И здесь уже ничего не поделаешь, потому что такое оборудование очень дорогостоящее и не каждый может себе это позволить. А там, где комплексы имеются, хозяйства, безусловно, смогут весь свой объём переработать, очистить, высушить и заложить на хранение.
— А есть у наших предприятий такая традиция: прибрал своё – помоги соседу, перегони через свой комплекс его зерно (понятно, что не безвозмездно)?
— Такая практика нас есть. На некоторых территориях хозяйства помогают своим соседям. Но только после того, когда они разберутся со своим зерном в полном объёме.
— Сегодня у нас среди крупных хозяйств уже есть такие, которые управились со страдой на 100 процентов?
— Уборку зерновых закончили порядка 20 предприятий, но кто-то ещё продолжает убирать рапс, технические культуры. Но они завершили работы с зерновыми только на полях, а зерно у них ещё лежит на току. Чтобы его убрать, нужна ещё примерно неделя.
— Не хочется сыпать соль на рану, но на ближайшие дни синоптики опять прогнозируют дожди…
— И тем не менее будем надеяться на то, что погода всё-таки позволит нам убрать весь урожай, который мы вырастили. На это было потрачено много сил и средств, и все сегодня понимают, что каждый день, каждый час, каждую минуту надо использовать на то, чтобы в поле вышли все комбайны. Я хочу пожелать всем удачи и терпения, дождаться выгодных цен, продать по ним свою продукцию и подготовиться к следующему полевому сезону.
— И чтобы кому-то из фермерских хозяйств просто выжить?
— Да, выжить и остаться на плаву!
Беседовала Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.