Это тот случай, про который можно сразу сказать: овчинка выделки стоит! Уже лет десять жительница Красноярки дарит новую и, в прямом смысле этого слова, яркую жизнь старой мебели, которую многие из нас выкинули бы без всяких раздумий. А в умелых руках Эммы и потертый местами комод, и выцветшее на солнце кресло-качалка, и старинные часы с облупившейся от времени краской стали не просто притягательно-интересными: после реставрации почти каждая вещь нашла своё место в уютном доме четы Карпенко.   

Когда зимой на дворе стужа и в мастерской становится холодно, руки начинают тосковать по электрорубанку и по тем ощущениям, которые испытываешь, глядя на то, как он, рубанок, въедаясь в почерневшую с годами древесину, снимает с неё неприглядный налёт. И старый буфет, доставшийся в наследство от предыдущих хозяев, и некогда покрытый тремя слоями краски дедушкин сундук, по словам Эммы, имеют право на вторую жизнь…

Без сучка и без задоринки…

Руки Эммы Викторовны прикасались ко многим вещам в доме. Вот в зале у самой стены стоит изящный комод винтажной работы. На первый – обывательский – взгляд, сразу и не определить, что он был отреставрирован лет десять тому назад. Обшарпанная, невзрачная мебель перешла в семью Карпенко по наследству от родителей. Одного Эмминого взгляда хватило, чтобы понять: комод этот может выглядеть иначе! «В каждой вещи живет не только своя история, но и своя душа», — уверена наша героиня. Наверное, оттого и реставрация (первая в её жизни!) далась легко. Всё прошло без сучка и без задоринки. Азартным был каждый этап восстановления, начиная от разбора по частям, зачистки старого покрытия и заканчивая нанесением последнего белоснежного слоя краски. «Просто я решила вдохнуть в него немного света», — объясняет свой выбор оттенка она. Поставив последнюю точку в создании нового «комодного» образа, Эмма поняла, что не готова раз и навсегда распрощаться с реставрацией мебели.

Не зря говорят, что творческие идеи «прорастают» из первых впечатлений, полученных еще в детстве. Уже в юные годы Эмма была мастером на все руки. Неуёмная ребячья фантазия подталкивала её к чему-то новому, доселе неизведанному. Это сегодня, в эпоху современности, можно без труда купить любой набор — хоть мыловарения, хоть изготовления духов, а ведь ещё лет тридцать тому назад ребятне приходилось творить чудеса буквально из того, что в доме «завалялось». Вот и Эмма в девятилетнем возрасте «изобрела» из подручных ингредиентов губную помаду. Новую косметику подруги приняли с восторгом — в их девчачьей немудреной косметичке появилась «польская губнушка» (именно так она представила своё изобретение).

О струбцине и мелких дефектах

Еще одним большим увлечением в юные годы был у Эммы мотоцикл. Средство передвижения! Сел — и вот ты уже в нужном месте! Оседлать двухколесного железного коня пришлось ей не ради забавы, ибо по утрам приходилось отвозить на работу маму, которая трудилась на пасеке пчеловодом. Хоть и девчонка, а вождение освоила она прекрасно и даже самостоятельно пыталась ремонтировать средство передвижения. «Чем ярче жизнь в юности, тем больше воспоминаний в зрелые годы», — улыбаясь, говорит реставратор. Впрочем, назвать скучной и пресной жизнь Эммы сегодня тоже было бы в корне неправильным – скорее, она больше напоминает разноцветный калейдоскоп, в котором ежедневно мелькают события: репетиции в местном Доме культуры — Эмма входит в состав шоу-группы «Позитив»; опять же по долгу службы приходится беседовать с людьми. По образованию Эмма — психолог. Однажды полученная профессия стала для неё теперь настоящим смыслом в жизни. Помочь наладить отношения в семье, обрести душевный покой, равновесие – такую проверку на профпригодность проходит она частенько.

И сколько сил отнимают такие разговоры по душам, известно только самой Эмме. Восстановить баланс отчасти помогает любимое занятие — реставрация мебели. Погрузившись в процесс создания нового образа для табурета или стола, земная суета сама собой уходит на второй план. Друзья, зная о творческом увлечении Эммы, нет-нет да и «подкидывают» ей для вдохновения новые предметы — например, кресло-качалку. Когда-то, в прошлой жизни, стояло оно в саду,  обдуваемое ветрами и оплаканное дождями. Нынче кресло — неотъемлемая часть уютной гостиной четы Карпенко. Цели вернуть креслу первозданный вид не было. Эмма, скорее, опиралась на свою фантазию. «Шлифуя детали, я уже представляла, каким будет это кресло», — поясняет моя собеседница.

Эмма и по сей день помнит, как пришлось ей изрядно потрудиться, устраняя мелкие дефекты. Треснувшую местами поверхность склеивала с помощью струбцины (инструмент для фиксации и плотного прижатия деталей) и клея. Окончательную точку в реставрации поставили подушки, которые превратили кресло из садового в домашнее.

Витражные узоры и энкоустика

Найти вдохновение человек, которому не чуждо творчество, может везде и всюду, и яркий тому пример — наша героиня. Дом Карпенко – небольшая кладовая работ Эммы. Если дело касается такого искусства, как художество, то и здесь Эмме, пожалуй, равных в деревне не сыщешь. Её картины в стиле «энкоустика» (восковая живопись с помощью горячего утюга) как-то раз даже выставляли на выставке в местном клубе. Впрочем, необычное искусство помогает ей и в работе. С помощью рисунков она познает человеческую душу. Художники не зря говорят, что важны детали. Эмме они тоже очень нужны. Не каждый из нас способен выразить свои эмоции, чувства словами, ведь кому-то гораздо легче сделать это карандашами на бумаге…

Есть в её арсенале ещё один загадочный жанр — эбру. Рисование красками на воде — вещь, безусловно, магическая: абстрактные и цветочные узоры, пейзажи, птицы, рыбы… Такое разве что на обложках книг можно увидеть. «Я ведь по специальности ещё и дизайнер. Вот и стараюсь полезное с приятным совмещать», — рассказывает моя собеседница. Картин, выполненных в таких оригинальных стилях, у неё набрелось уже столько, что можно часами листать альбомы и восхищаться.

С иным художественным видением Эмма подходит к обновлению старых вещей. Здесь, скорее, прагматичность требуется, а не фантазия. Хотя и она порой в таком деле лишней не будет. За годы реставрации  вдохнуть вторую жизнь ей удалось в десятки предметов мебели и интерьера. У творчества, как известно, нет пределов, а потому в ход идет все, что есть под рукой, — например, тюль. С её помощью, а ещё при помощи красок Эмма создает удивительно нарядные и приятные глазу витражи: декор есть и на буфетном «окошке», и на стекле входного крыльца.

А ещё совсем недавно в её мастерской появился новый фаворит – старый и брошенный прежними хозяевами стол, в который  красноярской рукодельнице ещё предстоит вдохнуть новую жизнь, и какой она будет, Эмма знает уже наверняка…

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото автора.

Добавить комментарий