В преддверии дня рождения района мы всегда стараемся рассказывать о людях, которые были свидетелями того времени, когда началась его история. С каждым годом делать это становится всё труднее и труднее, потому что таких людей, увы, остаётся всё меньше. И тем бесценнее и уникальнее становятся их воспоминания о жизни, о трудовых буднях и каких-то свершениях, о личных переживаниях и победах.
Накануне 85-летия района у нас появилась аудиозапись, запечатлевшая живой рассказ Героя Кузбасса, заслуженного работника сельского хозяйства РФ, Почетного жителя Ленинск-Кузнецкого района, обладателя ордена «Знак Почета» Николая Дмитриевича Назаренко. Возможно, что для многих это простое повествование без прикрас и с долей немалого юмора станет своего рода откровением. Ведь, судя по нему, чтобы достичь чего-то важного, вовсе не обязательно быть отличником или баловнем судьбы. Итак, слово – Николаю Дмитриевичу.
Из школы – со справкой
«Из школы меня выпустили со справкой о том, что я окончил семь классов с поведением «4», а четвёрка – это уже означало «хулиган». Вот таким я тогда был. А в школьной характеристике мне написали, что из меня должен быть отличный инженер.
Поступали мы с ребятами в ЖУ-2 – в железнодорожное училище, которое было в Белово. В нём учились помощники машинистов, осмотрщики и прочие. Справка-документ из школы была написана на опилочной, «лохматой», бумаге – не гладкой и лощёной. Но поставили оценку-то «4» — «хорошо» только, а мозг соображает: мне её надо свести и поставить «5». Как свести? «Учёных» же много среди молодёжи: хлоркой! Я намазал хлоркой – осталось белое пятно…
Приезжаю в училище, документ сдал. Директор говорит: «Садись, разговаривать будем. Ну-ка, скажи мне, молодой человек, вот что. Четыре селёдки стоят четыре рубля. Сколько стоит одна селёдка?». А кто ж её знает, сколько она в магазине стоит?..
Не приняли меня в училище. Остался я работать в совхозе, который назывался тогда 208-й племзавод. Осень началась. Дали мне пару лошадей: надо было турнепс на поле собирать и возить, на скотный двор потом лошадей заводить. Слякоть кругом, я и сейчас небольшой, а тогда ещё меньше был… Прихожу как-то домой, а отец говорит: «Слушай, учиться поедешь? Был главный инженер Романов Геннадий Иванович, сказал, что на станции Посевная в Черепановском районе принимают на учёбу электромехаников сельских установок». «Да, конечно, поеду, отец!» — отвечаю.
Поехал я. А паровоза ещё не видал ни разу – деревня же! Но нашёл эту Посевную в Новосибирской области. Занимался на курсах вместе с мужиками, которые фронтовиками были. Я у них был «побегушкой»: «Коля, пойди принеси это; Коля, иди принеси то!»…
Как начиналась трудовая эпопея
Ну, закончил я эти курсы в 1954-ом году. Забрали меня в армию, служил старшиной батареи. Приехал домой, работал электромонтёром в племзаводе. Потом окончил курсы электросварщиков, и как раз началось строительство Западно-Сибирского металлургического комбината в Новокузнецке – знаменитого Запсиба. После окончания курсов сварщиков нас отправили туда. Жил в Новокузнецке на квартире у одной тётки. Она малярничала – белила, красила, а дядька был машинистом паровоза на КМК (Кузнецкий металлургический комбинат).
А в те года – в 57-58-ом, до самого 60-го — голодовка была, есть-то особо нечего было. Кусок хлеба, томатная паста и хлорированная вода из-под крана – вот и вся еда у меня была. Приезжает в Новокузнецк мать моя, а я ещё тогда холостой был, и говорит: «К едрене фене всё! Собирайся, езжай в племзавод. Там хоть поросёнка, курёнка заколем – прокормиться есть чем».
Так я вернулся в племзавод обратно. Работы там всем хватало. Я ещё начал активно заниматься комсомолом. В деревне был «красный уголок», девчонки в нём и полы помоют, и покрасят, и побелят. Купили в него радиолу «Иртыш», танцульки там устраивали – всё было организовано…
Потом выбирают меня в одно время председателем рабочего комитета племзавода – попал я туда через свою активность. Так с 1964-го года и пошла моя эпопея по возрастанию: председатель рабочего комитета, управляющий на одной, потом на другой фермах, член бюро райкома партии, секретарь парткома племзавода…
Против течения
Однажды на бюро райкома партии (Коммунистической партии Советского Союза. – Прим. автора) первый секретарь Николай Иванович Симутенко говорит мне: «Собирайтесь с Сигаловским Анатолием Израильевичем (он возглавлял в то время сельскохозяйственное управление района. — Прим. автора), поедете принимать совхоз «Демьяновский».
Приехали мы, собрались на втором этаже в конторе все руководители подразделений совхоза, посидели, поговорили. Я сразу сообразил: не будет ни квартиры, ни служебной машины, как сюда добираться… Утром звоню Сигаловскому: «В Демьяновку директором я не пойду!». Он мне говорит: «Симутенко сам звони!». Звоню: «Николай Иванович, в Демьяновку не поеду». «Как не поедешь? Приказ уже подписан! Вся ответственность на тебе! Немедленно выезжай в райком, проводим бюро!».
Собрались, все уговаривают меня, а всё равно стою на своём: дескать, не справлюсь я. Председатель райисполкома Кузьмин Владимир Михайлович говорит секретарю: «Николай Иванович, давай посоветуемся». Выгнали меня из кабинета. Через пять минут зовут: «Заходи, садись. Дай партбилет сюда!». А я же сам членом бюро был, знал: когда секретарь райкома берёт партбилет, он обязательно вытаскивает его из обложки и забирает себе, а обложку тебе в лицо кинет. Сижу и думаю: фиг ты мне её в лицо кинешь – я сейчас вытащу партбилет и тебе отдам без обложки. Вытащил. Отдал. Он объявляет мне строгий выговор с занесением в учётную карточку и говорит: «Чтоб в районе тебя не было! Примем все меры, но ты работать в районе не будешь!».
Вот месяц сижу без работы. Второй… Пишу письмо в журнал «Партийная жизнь» — был такой — и первому секретарю обкома КПСС Ештокину Афанасию Фёдоровичу: так, мол, и так. Все молчат – никому нет дела. А у меня двое ребятишек уже…
В общем, закончилось всё тем, что собрали в районе какой-то партийный актив, и директор племзавода говорит мне: «Поедем! Пока там все собираются, я, может, с первым (секретарём. — Прим. автора) переговорю». Поехали, а перед этим ещё с Кузьминым переговорили. Сижу я там в машине, жду. Подходит ко мне Кравченко и улыбается: «Знаешь, что Николай Иванович сказал? Прими его, но работать будет бригадиром дойного гурта!».
Ровно через месяц меня вызвал директор: «Принимай первую ферму, там управляющий не справляется, а у тебя опыт есть. Работай!». На ферме пошло, вроде, всё нормально, и еду я как-то на жеребце с фермы в ремонтные мастерские. Смотрю, возле конторы чёрная «Волга»: первый секретарь райкома! А он в окно видит, что еду, и спрашивает у директора: «А Назаренко кем у тебя работает?». «Управляющим». «Как?! Кто позволил???». «С Кузьминым советовались». И опять нас, уже с Кузьминым, на бюро райкома! Но управляющим оставили меня…
От судьбы не уйдёшь
А однажды в Подгорное приехал из области Полецков Владимир Никитович – шишка большая из обкома. Пошли мы с ним в санпропускник на животноводство. Он идёт сзади меня с каким-то небольшим прутом в руке и говорит мне: «Ох, Николай Дмитрич, сейчас палкой как врезал бы тебе, что не пошёл директором в «Демьяновский!». Это ведь он подписывал тот приказ о назначении в «Демьяновский», он тогда начальником сельскохозяйственного управления облисполкома был.
Потом все успокоились, наша первая ферма пошла вперёд, меня депутатом областного Совета выбрали. И вот снова вызывают меня в район – на этот раз в райисполком, Кузьмин. Захожу к нему, а он: «Поедешь председателем в колхоз Ленина (так называли между собой колхоз имени Ленина в Камышино. — Прим. автора)». «Не поеду!». «Почему?». «Жена не поедет». «Жену ко мне!» — командует Кузьмин. Я сижу, жду. Привезли жену, заходит. А баба – она и есть баба. Сразу испугалась: что такое? «Почему с мужем не хотите ехать?». «Куда игла – туда и нитка», — отвечает. Вот дела — сдала!
Так с 15 марта 1980 года я и стал председателем колхоза. Отработал почти 31 год. Ушёл в 2011-ом, когда мне было уже 76 лет…».
Подготовила Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.
P.S. Н.Д. Назаренко так и остался жить в Камышино. Рядом с ним всегда его сын, жена сына и внуки. Редакция нашей газеты желает Николаю Дмитриевичу здоровья на долгие лета и благодарит начальника управления по природопользованию и развитию АПК нашего муниципального округа А.А. Гостева, который сделал аудиозапись и предоставил в наше распоряжение.