Недавно я совершенно случайно обидела опытного охотника, задав, на мой взгляд, безобидный вопрос: «И не жалко тебе просто так убивать животных?». Услышав в ответ, что это одно из типичных заблуждений людей, которые далеки от охоты, я заинтересовалась: чем занимаются охотники и чем они отличаются от браконьеров? Валерий Кинёв, горнорабочий очистного забоя шахты им. С.М. Кирова, с удовольствием рассказал о своём увлечении и развеял некоторые заблуждения на этот счёт.
— Многие считают, что охотники не любят животных. Собственно, и я так думала. А как на самом деле охотники относятся к лесу и его обитателям?
— Большинство охотников очень бережно относятся к природе и заинтересованы в сохранении популяции и увеличении численности диких животных. Родом я из посёлка Чкаловский Ленинск-Кузнецкого района, всё детство пропадал в берёзовых рощах, лесах или в полях на уборке урожая. Там я нередко встречал зверей, за которыми мне было интересно наблюдать. А в домашнем хозяйстве у нас были лошадь по кличке Рыжик и умная собака-овчарка.
— Как давно ты увлекаешься охотой?
— Почти семь лет. Поначалу ходил один, но постепенно собралась команда. Сейчас мы, как правило, выезжаем впятером. Весной, с середины апреля до середины мая, мы в основном охотимся на самцов водоплавающей дичи: как правило, это селезни и гуси. Охота открывается с подсадной уткой или, как говорят у нас, с «манной» уткой. Я с товарищами их специально вывожу и подготавливаю. Мы отпускаем утку в водоём, а сами прячемся в скрадке — шалаше, который делаем из сухой травы и веток. Самки в весенний период высиживают яйца, и поэтому их трогать запрещено. А вот осенью уже можно охотиться и на уток.
— А на крупных животных тоже охотитесь? Где территориально это происходит?
— Да, среди нас есть охотники, которые ходят на барсука, сибирскую косулю, бобра. С начала ноября и до конца февраля можно охотиться на лису и зайца. Известно, что лисы те ещё проказницы: гоняют зайцев, едят уток, разоряют их гнёзда.
Однако такие путёвки (разрешения на охоту) получают лишь те, кто выигрывает жеребьёвку. Её проводят среди всех охотников в Росохотрыболовсоюзе.
— Получается, что перед охотой нужно тщательно готовиться, а непосредственно в лесу придерживаться определённых правил?
— Да, конечно. У нас есть охотхозяйство, которое делится на Касьминский, Инской и Урский обходы. Я с товарищами в основном охочусь на территории Касьминского обхода, потому что знаю эти места с детства. Накануне охотничьего сезона проверяю целостность лодки и палаток, исправность оружия, закупаю патроны и экипировку. Кстати, арсенал у каждого охотника разный: у меня только гладкоствольное оружие, и мне этого хватает. Пожалуй, самое трудное в охоте — это подготовка.
— Что нужно для того, чтобы не стать браконьером?
— Браконьер – это человек, который нарушает закон и убивает животных, когда ему вздумается. Хороший охотник же подходит ко всему с умом. Во-первых, ему нужно иметь охотничий билет федерального образца, ведь только при его наличии выдают лицензию на покупку гладкоствольного оружия для охоты. Кроме этого, нужно оплачивать членские взносы, которые идут на прикорм диких животных в холодное время года, на оплату труда егерей, которые контролируют охотников и т.д. Во-вторых, адекватные охотники никогда не оставляют мусор после себя, собирают пластиковые гильзы и т.п. Лично для меня лес – это особое место, к которому я отношусь так же бережно, как к своему дому.
— Я правильно понимаю, что на охоте нет места алкоголю?
— Никто не запрещает, однако я этого не понимаю. В охотничьих угодьях пьяному с ружьем делать нечего. И без алкоголя можно получить массу положительных эмоций, тем более что мы нередко берём с собой сыновей. За целый день наматываешь немало километров пешком, и так приятно разбить вечером лагерь, разжечь костёр, сварить нехитрый ужин, порыбачить или просто лечь спать. Оружие в это время зачехлено и лежит всегда отдельно от патронов – это негласное правило.
— Получается, охота – это своего рода квест для терпеливых?
— Можно и так сказать. Мы, бывает, долго ходим пешком, ищем следы, и не факт, что мы принесём добычу в этот день. Хотелось бы, чтобы люди не путали охотников с браконьерами и не считали их пьяницами и дебоширами. Всё-таки от нас есть польза животному миру и природе. Для меня охота – это интересное увлечение, которое помогает снять стресс. И неважно, вернусь я домой с добычей или без неё!
Беседовала Анна ЩУР.
Фото из архива Валерия Кинёва.