В прошлую пятницу свой профессиональный праздник отметили медицинские сестры. Они проводят дни и ночи рядом с пациентами, следят за их состоянием, помогают пройти лечебные процедуры, а порой поддерживают морально. Всё это уже неотъемлемая часть жизни Ольги Анатольевны Эндерс, которая вот уже более 30 лет работает в Ленинске-Кузнецком детской медсестрой. Как говорит она сама, для неё нет особенных, праздничных дней, ведь все дни в её профессии – маленький праздник, если пациенты здоровы.

На встречу с Ольгой Анатольевной, работающей медсестрой  в школе №37, я спешу через огромную школьную площадь. Преодолеваю охранный пункт (с этим в школах нынче  строго) и попадаю в просторный медицинский кабинет, где всё по классике жанра: белые стены, мягкая кушетка за ширмой и медикаменты за стёклами специальных стеллажей. За столом в медкабинете, который знаком многим по школьным воспоминаниям, сидит улыбчивая и добродушная женщина в белом халате. В руках у неё — стопка документов, с которыми приходится работать не меньше, чем с пациентами. Отчего-то вспоминается, как я, будучи школьницей, сама стояла на пороге похожего кабинета и боялась прививки от клеща. Как и в те годы, меня с теплом в голосе приглашают пройти в помещение.

Профессия родом из детства

В семье Эндерс было три ребёнка – Ольга и две её сестры. Во время игр старшая сестра Татьяна всегда выбирала для себя профессию учителя, младшая Надежда была продавцом, а вот средняя, Ольга, всегда выбирала роль медсестры. Она «лечила» всех домочадцев. Помимо того, помогать людям её вдохновил дядя, который был хирургом. Шло время, и игра стала для девушек реальностью: две сестры реализовались в профессиях, которые выбрали еще с детства. Ольга поступила так же, став после окончания школы студенткой Ленинск-Кузнецкого медицинского училища.

В 1990 году Ольга окончила училище и устроилась работать в городской родильный дом медицинской сестрой. Во время обучения ей уже доводилось бывать здесь, атмосфера роддома тогда очень понравилась студентке и она приняла решение прочно связать свою деятельность с новорожденными детьми и их мамами.

За нашим разговором Ольга Анатольевна вспоминает первый инструктаж на том рабочем месте: «Я вышла на свою самую первую смену, и, как это бывает, сотрудница постарше давала наставления, делилась опытом. Вместе мы смотрели на маленьких, завернутых в пеленки, лялечек, и я не видела никакой разницы между ними: все на одно лицо с розовыми щечками и носиками, торчащими из пелёнок. А вот моя более опытная коллега легко отличала, кто из них мальчик, а кто девочка. Конечно, когда я отработала там несколько лет, я уже видела, кто из младенцев похож на маму, кто – нет, и ещё многое другое».

С малышами в первое время (да и после) Ольге было страшно работать. Маленькие, хрупкие, беззащитные — они требовали особого внимания. Но за время работы в роддоме она и сама успела стать мамой двух сыновей, поэтому страх перед работой с малышами как-то пропал.

Ангелом-хранителем быть

Чуть позже, в 2000-х, Ольга Анатольевна устроилась постовой медицинской сестрой в специальный коррекционный детский дом №2. Там её дружно встретил педагогический коллектив – в своем роде коллеги и по медицинской части, ведь они занимались с ребятишками, с упорством поднимая каждого на ноги в буквальном смысле слова. Это очень тяжелый труд: ребятам требовалось много внимания и, конечно же, любви. Как правило, те, кто оказывался в этом детском доме, не имели родителей или хотя бы близких родственников. Случалось и такое, что ребёнка забирали из неблагополучной семьи, где родителей-алкоголиков с трудом можно было назвать родителями. Дети нуждались в помощи, у многих были отклонения в развитии. В практике Ольги Анатольевны были и очень сложные случаи, когда в детский дом поступали так называемые дети-«маугли». Каждый из них нуждался в любви и потому быстро привязывался к своему доброму ангелу-хранителю Ольге Анатольевне.

А она действительно спасала жизни. Подчас среди ночи громким криком заходилась нянечка: «Ольга Анатольевна, беда!». Случиться могло что угодно, но чаще всего мучили некоторых воспитанников приступы эпилепсии. На такой случай всегда был четкий план действий: чемоданчик для оказания неотложной помощи, и — бегом к пациенту, нуждающемуся в помощи. Параллельно необходимо успеть вызвать бригаду скорой помощи.

И так из года в год. Маленькие пациенты сменялись, они проходили различные лечебные процедуры, ходили на занятия, их вывозили на обследования в лучшие лечебные учреждения области. Многим удалось помочь: если не излечить недуги, так дать возможность самостоятельно ухаживать за собой – адаптироваться в суровой реальности.

«Мне запомнилась одна история, она, возможно, покажется грустной, но именно она как ничто другое показывает, как мы работали с детьми и каких результатов удавалось добиться. Однажды к нам детский дом попала девочка. В результате неудачной операции на позвоночнике она получила повреждения, из-за которых не могла ходить и не чувствовала ничего ниже пояса. За три года пребывания у нас она научилась вполне сносно передвигаться с помощью ходунков и ухаживать за собой в быту. Это очень помогло ей в дальнейшем», – вспоминает Ольга Анатольевна.

Звенит звонок

Из воспоминаний нас вырывает стук в дверь кабинета. Одна из учениц повредила руку карандашом. Ольга Анатольевна незамедлительно ведет ребенка к стеллажу с медикаментами, чтобы обработать ранку. Пока она проводит необходимые манипуляции, я наблюдаю, с какой заботой и беспокойством медик относится к своей подопечной.

Устроиться в школу Ольга Анатольевна решилась после того, как коррекционный интернат был закрыт и расформирован. В работе со школьниками оказалась масса своих нюансов. Для того чтобы произвести какое-либо медицинское вмешательство, теперь нужно связаться с родителями, получить их согласие. А заполнить огромное количество документации на каждого ребенка! Получается даже определенная схема работы: от ребенка — к родителю, затем — в дирекцию школы, а после — в поликлиники, к которым прикреплены дети.

Особенно проблематичной процедурой в последние годы стала вакцинация. В связи с этим Ольге Анатольевне вспомнилась история: «Весной мы ставим прививки от клещевого энцефалита, они способны защитить ребенка в случае покуса. Однажды в летнем лагере, работавшем при школе, ко мне в кабинет заглянул мальчик, жалуясь на сильную головную боль. При осмотре я обнаружила клеща. Мы позвонили его маме, и уже вместе с ней он отправился в Центр охраны здоровья шахтеров для получения помощи. Его лечащий врач тогда отметил, что вакцинация помогла избежать страшных последствий».

Свою профессию Ольга Анатольевна любит, большую часть времени проводит на работе. Её подопечные легко могут порадовать её – для этого достаточно всего лишь не болеть. Но без поддержки и любви близких людей не ладилась бы и работа. Дома Ольгу ждут родные: муж, дети и внуки. Все они любят собраться вместе и провести вечер за чашечкой чая. А в это время рядом, активно виляя хвостом, крутится еще один член семьи – такса Нюра, подарок бабушке от внуков. С такой поддержкой каждый рабочий день пролетает незаметно.

После беседы с Ольгой Анатольевной я выхожу из кабинета. В этот момент прямо на меня бегут младшие школьники, и я, остановив их, предупреждаю о том, что бегать так быстро опасно. Где-то в душе мне хочется, чтобы все дети на земле были здоровыми и как можно реже становились бы пациентами медкабинетов.

Зинаида Изосимова.

Фото автора.

Добавить комментарий