Творческие работы ленинск-кузнечанина Сергея Грушина вошли в число победителей и призёров всероссийского конкурса «Токарная миниатюра – 2022». В этом году конкурс отмечает своё пятилетие, и наш земляк в честь первой значимой даты представил на него две свои миниатюры, которые завоевали награду в номинации «К юбилею».
Во время недавней пандемии коронавируса многие из нас буквально страдали от длительной самоизоляции. Однако Сергею Грушину данное обстоятельство, судя по всему, вряд ли доставило значительные неудобства. Мастер-резчик по дереву, как и прежде, максимум своего времени проводил и проводит в собственной мастерской, где воплощает в жизнь свои творческие идеи и планы. При этом каждая его работа уникальна не только сама по себе как авторская, но и несёт в себе определённый смысл, вложенный в неё мастером. Как правило, он содержит в себе либо какой-то исторический контекст, либо отчасти даже какой-то философский посыл, который, несомненно, отражает душу самого автора. К примеру, композиция «Цветы Кузбасса» повествует о том, как деревья на земле Кузнецкой превратились в уголь, дарующий сегодня людям «цветок» огня. А в работе под названием «Зеркало» чётко прослеживается мысль мастера о том, что очень часто мы видим себя очень красивыми – в самых разных смыслах этого слова, но иногда нам всё-таки стоит взглянуть на себя с обратной стороны зеркала, чтобы увидеть не кажущееся порой очень красивым отражение, а своё настоящее лицо.
В ежегодном конкурсе «Токарная миниатюра» Сергей Алексеевич участвует уже третий год и два года подряд становится дипломантом конкурса. Более того, по итогам прошлогоднего конкурса художественно-экспертный совет, представляющий «Русскую академию ремёсел» и «Творческий союз художников декоративно-прикладного искусства», выдал Сергею Алексеевичу номерной сертификат о присвоении ему звания «Мастер-ремесленник Сибирского федерального округа» в секции «Художественные произведения из дерева».
Искусно вырезанный из берёзы, клёна, дуба и яблони миниатюрный граммофон, который Сергей Алексеевич представлял на суд жюри в прошлом году, к хозяину до сих пор так и не вернулся. В рамках одноимённого фестиваля «Токарная миниатюра» изящный граммофончик попутешествовала по разным российским городам, побывав, в частности, и в нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», и «осел» в Москве на выставке фестиваля столярного дела в музейно-просветительском центре «Сокольники».
Точно такая же участь ожидает теперь и работы, отличившиеся в конкурсе нынешнего года. Одна из них – кораблик-парусник – выполнена из берёзового капа, другая – яйцо – из сувеля. С капом и сувелем, признаётся Сергей Алексеевич, он любит работать больше всего. Любой из этих наростов, образующихся на деревьях, имеет абсолютно неповторимую фактуру и рисунок, что позволяет создавать из них настоящие шедевры. Работая с ними уже много лет, бывший сварщик – именно в этой профессии Сергей Алексеевич трудился более 30 лет – открывает в этих природных материалах всё больше возможностей. К примеру, парус, который он выточил из капа, имеет толщину меньше, чем бумажный лист. А яйцо, изготовленное из сувеля, обработано по оригинальной авторской технологии, достигнутой путём собственных экспериментов, так, словно светится изнутри.
И здесь необходимо отметить, что конкуренция у этих изделий на конкурсе была очень серьёзной. В общей сложности на него было представлено 170 работ 64 мастеров (для сравнения: на самый первый конкурс их поступило всего 70). Голосование проводилось по разным номинациям в двух форматах: «Приз зрителей», где принять участие мог любой посетитель онлайн-выставки в группе «Токарное дело ремесло, творчество, искусство» в сети «ВКонтакте», и «Признание коллег» — закрытое, анонимное голосование, при котором принимались голоса только самих мастеров, участников конкурса. Кстати говоря, в числе конкурсантов были как маститые резчики по дереву, так и совсем ещё юные – в возрасте 12-15 лет, а ещё шесть девушек, которые тоже ловко управляются с деревообработкой и на специальных станках, и с помощью ручных инструментов.
В ближайшее время крохотный кораблик мастера (и яйцо, конечно, тоже) отправится в дальнее плавание, и вот ведь совпадение, не куда-нибудь, а прямо на Чёрное море – в город Новороссийск. Очень важно, что в число поставленных перед собой задач организаторами конкурса входят не только поиск новых талантливых мастеров, работающих по дереву, на огромных просторах нашей Родины (и, кстати говоря, за её пределами тоже) и популяризация этого древнейшего из ремёсел. Организаторы стремятся донести эту красоту для людей, которым не чужды чувство прекрасного и способность восхищаться плодами чужих трудов. Именно такую возможность и даёт фестиваль.
Таким образом, в настоящее время наш мастер-земляк озабочен тем, чтобы бережно и надёжно упаковать своё хрупкое «детище» для его благополучной транспортировки до точки назначения. А между тем, вполне возможно, в его голове уже рождаются новые идеи. Они обязательно вновь вовлекут его в дальнейший творческий процесс, который захватит так, что ночами напролёт он вновь будет сидеть в своей любимой мастерской под музыку Шопена и работать-работать-работать… Это ли не та самая часть нашей жизни, без которой человек не может чувствовать себя окончательно и бесповоротно счастливым?..
Наталья Артёмкина.
Фото автора.