За окном хмурое, сырое октябрьское утро и написанный в одной, преимущественно буро-коричневой, цветовой гамме пейзаж. Природа уже практически завершила свой очередной яркий весенне-осенний тур и готовится укутаться в белоснежный зимний саван. Однако я нахожусь в тёплом помещении, залитом светом от электрических ламп, и наслаждаюсь звуками, которые порхающие по клавишам пальчики извлекают из фортепиано. Нет, это не концертный зал, и не маэстро за роялем. В четыре руки исполняют красивую современную пьесу педагог и его ученица в небольшом, но уютном классе детской музыкальной школы  в селе Чусовитино. Но тем и приятнее для меня всё здесь происходящее…

«Эта школа – не простая…»

Это на самом деле по-настоящему круто, когда вдали от больших городов звучат вживую  в школьных классах мелодии Моцарта, Шопена, Чайковского и других бессмертных композиторов-классиков, а также популярные  аранжировки произведений самых разных времён или современные эстрадные сочинения. Ведь удовольствие от них получают не только сами ученики и педагоги. Исполненные ими музыкальные номера украшают всевозможные концерты и вечера на селе, обогащают внутренний мир земляков, вдохновляют на то, чтобы дети снова и снова приобщались к миру прекрасного, начиная постигать его азы на уроках в музыкальной школе.

В этом смысле живущим в сёлах Панфилово, Чусовитино и посёлке Демьяновка очень повезло. На протяжении нескольких десятков лет здесь выпустили немало поколений юных пианистов, а после реорганизации  местных музыкальных школ отделения фортепиано вошли в состав ДМШ №59, что находится в селе Панфилово и в этом году отмечает свой полувековой юбилей. Сегодня игре на этом инструменте обучают три преподавателя: Татьяна Петровна Федурина, Любовь Алексеевна Гробова и Марина Викторовна Шевцова. Кто-то из них работает здесь дольше, кто-то – немногим меньше, но все они – очень опытные педагоги с внушительным стажем, и у каждого из них есть свои профессиональные успехи, самым главным из которых сами считают достижения своих учеников,  выбравших музыкальное образование своей профессией.

Самая «богатая» в этом плане сегодня Татьяна Петровна, отмечают её коллеги. В настоящее время две её выпускницы – Татьяна Давитая и Светлана Федурина, дочь Татьяны Петровны, — работают в кемеровской ДМШ №15, которая считается одной из ведущих музыкальных школ Кузбасса. Ещё трое бывших учеников осваивают разные специальности  в Кузбасском колледже культуры и искусств, а Анастасия Иванова – студентка Новосибирской консерватории. Словом, есть чем гордиться нашим педагогам, но, на мой взгляд, каждый аттестат, выданный школой выпускнику, — это тоже очередная победа  каждого из них.

«…Здесь искусству учат нас!»

Скажу откровенно: моя встреча с юными пианистами и их педагогом и директором ДМШ №59 Мариной Викторовной Шевцовой состоялась неслучайно. Своим рассказом на страницах газеты о них в преддверии Международного дня пианиста я хочу отдать дань уважения всем, кто учит игре на этом замечательном музыкальном инструменте и кто осваивает её на протяжении многих лет.  Поверьте, мне хорошо известно, какой большой труд, настоящее упорство, постоянное преодоление собственной лени и усталости стоят за этим. Когда-то давно я точно так же, как и эти собравшиеся в классе девчонки, по четыре раза в неделю в течение семи лет бегала на уроки в сельскую музыкалку. А порой и нещадно их прогуливала (особенно сольфеджио)  и утирала слёзы, сидя за пианино дома. Так что общение с ученицами Марины Викторовны доставило мне немало удовольствия и окунуло меня в ностальгические воспоминания о детстве и юности. И несмотря на то что с тех пор прошло столько лет, я, честно говоря, не нашла больших различий в том, как это было в прошлом веке и в веке нынешнем.

Сегодня игре на пианино Марина Викторовна обучает 11 девочек разного возраста, пять из которых занимаются по предпрофессиональной программе и шесть – по развивающей. Тринадцатилетняя Варвара Попова учится по первой из них, в ДМШ она уже семиклассница. Как говорит Марина Викторовна, этой девочке сам бог велел заниматься музыкой: она способная, очень упорная и лидер по натуре. Ну а с учётом того, что и бабушка Вари, и мама работают в сфере культуры, то и сама она стоит на сцене с микрофоном в руках с двухлетнего возраста. Варвара  — дипломант I регионального конкурса исполнительского и художественного мастерства преподавателей детских школ искусств «Сердце отдаю искусству» в номинации «Музыкальное творчество» среди ансамблей «Учитель – ученик», дипломант конкурса «Сибириада», имеет и другие достижения. Эта девочка действительно целеустремлённа и хорошо знает, зачем она приходит в музыкальную школу, — Варя мечтает получить профессиональное музыкальное образование в профильном вузе.

Видит себя учителем музыки в будущем и  Полина Белова, ныне шестиклассница ДМШ. «Я получаю от музыки удовольствие, — говорит девушка. – Конечно, временами бывает очень трудно на занятиях. Я очень переживаю, когда что-то не получается, и порой плачу из-за этого прямо на уроке». «Мне кажется, каждый на уроках Марины Викторовны плакал за фортепиано, — высказывает своё мнение десятилетняя Ева Берестнева, которая учится в ДМШ третий год. – Потому что когда ты не можешь что-то сделать хорошо, начинаешь психовать на себя». Эта невероятно миловидная девчушка с удивительно красивой улыбкой на лице рассказывает о том, что учиться играть на пианино она захотела сама и целый год ждала этого. Примером для неё стали подружки, которые уже учились в музыкальной школе. Ева пока она не уверена в том, что в будущем это пригодится ей при выборе профессии, но главное — ей это нравится, а в том, что начальное музыкальное образование сослужит ей хорошую службу, сомневаться, конечно же, не приходится.

Когда в аккорды и созвучья так много вложено добра

Сама Марина Викторовна, в личном активе которой — обучение в ДМШ по классу фортепиано, в Прокопьевском музыкальном училище и заочно  в Кемеровском институте культуры, считает, что называть себя пианистом не имеет прав, поскольку по специальности она – теоретик, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. Но кто из настоящих пианистов поедет сюда, на село, где неустроенный быт с печкой в доме и нет необходимого для собственного развития круга общения, размышляет она. Однако я позволяю себе не согласиться с ней: ведь дело здесь совсем не в том, имеет ли педагог ДМШ квалификацию именно пианиста. Важно то, как и чему он учит детей. Марина Викторовна же считает своей главной задачей вырастить не просто начинающего музыканта, но и чуткого, духовно богатого человека. Судя по тому, что я узнала, услышала и увидела в обычном школьном классе, это ей удаётся.

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

Добавить комментарий