Создавая собственное фермерское хозяйство, любой человек надеется не только на себя, но и на какую-то помощь со стороны государства, ведь обеспечение населения продовольствием – дело особой важности. Но далеко не всегда всё складывается именно так, как видится. Вот, к примеру, как у Сергея Викторовича Бердюгина, уроженца деревни Сапогово. Лет 15 назад он начал заниматься овцеводством, но сегодня его дело, можно сказать, находится в стадии «пробуксовки»:  вроде, и развития как такового нет, и затраты с хлопотами далеко не всегда окупаются, и бросить всё жалко…  

 

Начну с предыстории. Покинув родные пенаты в юношеском возрасте, к ним Сергей Бердюгин вернулся спустя много лет, когда выработал шахтёрский стаж и стал молодым пенсионером. Чтобы не скучать без работы (опять же  и для семьи подспорье!), решил завести домашнюю скотину – коров и овец. Но «крупнорогатиков» сейчас оставим в стороне — им изначально отводилась «вспомогательная» роль: это небольшое стадо и сегодня благополучно существует, обеспечивая внутренние потребности в молочных продуктах питания. Речь пойдёт об овцах, на которых и сделал ставку Сергей Викторович.

Вначале их было всего лишь три. Через пять лет в личном подсобном хозяйстве Сергея Викторовича их числилось уже порядка 250-ти. Для них он самостоятельно заготавливал корма на старой, но вполне работоспособной технике. Далее вполне логичным шагом с его стороны стало создание ИП «К(Ф)Х Бердюгин С.В.». Но на этом быстрое продвижение вперёд, пожалуй, и застопорилось. Чтобы понять, почему так случилось, наверное, стоит рассказать о том, каково сегодня положение в этом направлении животноводства в Кемеровской области в целом.

Несмотря на то что она считается благоприятным регионом для развития овцеводства, по данным Минсельхоза Кузбасса,  на 1 июля текущего года поголовье овец и коз составило 71,5 тыс. голов, и это самый низкий показатель среди других направлений животноводства (за исключением, конечно, птицеводства). Если говорить непосредственно о Ленинск-Кузнецком районе, то, по информации Управления по природопользованию и развитию АПК муниципального округа, сегодня здесь числятся 5034 головы овец и коз, львиная доля которых (4689) содержится в личных подсобных хозяйствах. Эти цифры красноречиво говорят о том, что для фермеров овцеводство совершенно неинтересно. Почему – во многом становится ясно после моей очередной поездки к Сергею Викторовичу.

Впервые я побывала в его ЛПХ семь лет назад, но проблемы и сегодня остаются всё теми же. Во-первых, в регионе по-прежнему невозможно сбыть ни шерсть овец, ни шкуры, а ведь начинал Сергей Викторович разводить барашков романовской породы. Той самой, которая, как считается, даёт лучшие по лёгкости, нарядности, теплоизоляционным свойствам и достаточно прочные шубные овчины, считающиеся лучшими в мире. И вот представьте, что всё это добро просто идёт на ветер, поскольку самый ближний регион, где его можно реализовать, — это Алтай. Но затраты на доставку шерсти туда у него никак не окупятся, говорит фермер.

Во-вторых, труднее стало реализовать и само мясо, а именно мясное овцеводство, замечу, официально считается основным направлением в Кузбассе. Раньше очень выручали осенние ярмарки, которые в г. Кемерово и г. Новокузнецке проходили практически еженедельно, рассказывает Сергей Викторович: основной объём реализации баранины приходится именно на это время, потому что в зиму, как правило, оставляют только овцематок, ждущих приплод. В таких массовых местах продаж, где у него были постоянные покупатели, баранина расходилась довольно быстро. Однако в последние несколько лет, в том числе, по всей видимости, и из-за пандемии COVID-19, ярмарки проводятся крайне редко. В связи с этим приходится продавать свою продукцию на крупных рынках областного центра. Там она тоже пользуется спросом, но на такой способ сбыта приходится тратить много времени, увеличиваются и расходы, сетует владелец КФХ.

Но неужели сегодня, когда у нас в области так развита сеть кафе с восточной кухней, невозможно наладить связи по регулярному сбыту баранины? Задаюсь таким вопросом я сама и задаю его Сергею Викторовичу. Его ответ краток: «Им требуется только мякоть — мясо с костями не нужно…».

Понятно, что при таком положении дел о большой прибыли мечтать не приходится. От нехватки средств возникают и другие «болевые точки», в том числе такая, как строительство новых помещений для зимовки животных. Озаботился возведением новой кошары он уже давненько, говорит Сергей Викторович, но приступить к строительству новой удалось только сейчас, когда до зимы осталось совсем чуть-чуть. Однако позитивный настрой ему удаётся сохранить, и он уверен, что справится вовремя. Главное, что за лето удалось с запасом заготовить сено: при необходимом количестве 450 тюков его накрутили 600. Поспособствовало этому и то, что недавно обновился парк техники. Поясню сразу, что речь здесь идёт о закупке не новеньких машин и тракторов современных моделей, а уже повидавших виды. Тем не менее они находятся в более приличном состоянии, чем те, которые использовались для сенокоса и прочих хозяйственных нужд прежде. Что же касается других кормов, то их приходится закупать, потому что земли для выращивания зерновых у фермера не хватает.

К нынешней осени в  отаре насчитывалось более 300 овец и  барашков, в зиму останется около 200 – в основном овцематки, и начнётся очень ответственная и горячая пора окота. Главная задача – сохранить и выходить как можно больше ягнят: как показывает практика в фермерском хозяйстве Бердюгина, в среднем порядка 20-ти процентов «малышей» всё-таки погибает. Это происходит по разным причинам, но об одной из них я слышу впервые. Оказываются, овцы тоже нередко бывают нерадивыми мамашами, которые отказываются от своих детёнышей и их кормления. Таких ягнят в хозяйстве пытаются выходить собственными силами либо продают тем, кому они нужны.

В общем, радужной картинки от посещения КФХ Бердюгина, честно говоря, у меня не сложилось. Но и совсем уж плохого впечатления тоже не осталось. Наверное, потому, что его владелец, реально оценивающий ситуацию, вовсе не склонен впадать в уныние и готов всё бросить. «Выйти из этого очень тяжело, — откровенно говорит Сергей Викторович. И полусерьёзно-полушутя добавляет: — Да и надо же чем-то вообще заниматься! Не лежать же сутками дома на диване…».

С этим трудно, конечно, не согласиться любому человеку, который привык всю жизнь работать и уже не представляет себя без этого, даже если и силы уже не те, и здоровье подводит. Но, вместе с тем, содержание животных – это не только тяжёлый труд, но и большая ответственность за них. Чтобы в полной мере нести её, требуются немалые финансовые вложения. А это значит, что путь у Сергея Викторовича сегодня один – разработать свой бизнес-проект и постараться войти в одну из региональных или федеральных программ господдержки сельхозпроизводителей.

Сам он тоже это хорошо понимает и, судя по всему, на этот путь уже ступил, но находится лишь в самом начале. Так что пожелание ему у меня сейчас одно – пройти ту нелёгкую и извилистую дорогу (во всех смыслах), старт на которой он взял уже довольно много лет назад, до победного финиша. А там, глядишь, и в реалиях экономики страны что-то изменится: судя по всему, в ближайшее время нам вряд ли придётся рассчитывать на поставку продуктов питания из-за рубежа…

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

Добавить комментарий