Судьбы пришедших с Победой фронтовиков — яркий символ народного подвига, ведь именно они сокрушили фашизм в годы Великой Отечественной войны, а затем стали дважды победителями, залечивая раны и работая долгие годы в народном хозяйстве. Об  одном из них, Степане Михайловиче Фролове, хотелось бы сегодня рассказать, потому что после возвращения с фронта он несколько лет работал в селе Камышино, помогая труженикам колхоза имени Ленина ремонтировать сельскохозяйственную технику.

Так продолжилась его трудовая биография, начинавшаяся ещё до войны на полях района, где выращивали сотни гектаров зерновых культур, картофеля и других овощей, давая стране продовольствие. В годы войны эти поля тоже были местом титанической работы тружеников тыла разного возраста — женщин, подростков, стариков, — выходивших сюда, чтобы следовать лозунгу военной поры: «Всё для фронта, всё для Победы!».

Сына сразу не узнала

«Вот и приехали! — улыбаясь, подбодрила раненых бойцов медсестра, сопровождавшая их  из госпиталя. — Давайте собираться домой». Воинский эшелон плавно приближался к перрону станции Кольчугино. Прильнув к замёрзшему оконному стеклу, Степан пытался рассмотреть знакомые с детства очертания вокзала, скрытые в морозной дымке. Ноябрь 43-го не скупился на снег и ледяное дыхание холода, которое сразу чувствовалось после застоялого тепла вагона.

Вдохнув всей грудью свежего морозного воздуха и махнув рукой на прощание земляку из Новогеоргиевки, он, осторожно опираясь на костыли, пошёл в сторону дома. Путь не самый близкий — до улицы Красный Лог, что тянулась извилисто вдоль Камышанского ручья. Битый час, то и дело останавливаясь передохнуть, топал Степан по знакомой дороге. Вот и родные места: идти уже легче, под гору. Навстречу шла женщина, устало поднимаясь по тропинке. «Мама!» — мелькнула у солдата догадка. А она сразу сына не узнала: много их ходит сейчас по городу,  пришедших с фронта на костылях, без рук, а то и без ног, совсем рано постаревших. Лишь когда окликнул её Степан, бросилась с криком на шею: «Сынок!». У него от волнения выпали из рук костыли, и мать стала опорой: так и вела его бережно, поддерживая, до самого дома…

Обновка за работу

Эту историю через годы со слезами на глазах рассказывал Степан Михайлович Фролов — тот самый солдат, вернувшийся с фронта в Ленинск. Вспоминал детство и юность, которые, конечно, были не такими, как у нынешней молодёжи. Чтобы помогать родителям, он рано пошёл работать: с весны и до осени каждый день отправлялся пешком на бескрайние поля возле посёлка Горняк, чтобы дали за труд талоны на овощи. Потом устроился жестянщиком в артель «Металлист», где мастерили разную утварь. Дело у парня спорилось, и однажды в цех наведался портной, чтобы снять мерку: оказалось, Степана за хорошую работу премировали костюмом. Сшитая обновка, конечно, была впору, и в красном уголке артели он принимал поздравления. А вскоре ушёл служить в ряды Красной Армии.

Как пули его миновали

Науку побеждать осваивал тоже с усердием: в стрельбе красноармейцу Фролову не было равных, за что командование поощрило его памятными часами. «На фронте, в горячке боёв, я потерял их, — сетовал ветеран. — Но зато судьба хранила: несмотря на ранения, жив остался».

22 июня 1941 года их построили и объявили приказ: получить боекомплект, снаряжение и быть готовыми к отправке в район боевых действий. Та долгожданная минута настала, когда фашисты уже развернули наступление на Москву: сибирские дивизии обороняли столицу на ближних и дальних подступах. Их стрелковый полк находился тогда на Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже, где шли ожесточённые бои. Приходилось и отступать под натиском врага, даже действовать в его тылу. Командир стрелкового отделения сержант Фролов получил задание: во что бы то ни стало пригнать назад нашу повозку с 12-ю ящиками патронов, которая осталась у немцев при отходе. «Что делать? Взял пару гранат, автомат с полным диском, ползу и думаю, как бы скрытно подобраться, — вспоминал Степан Михайлович. — Как раз вечерело, и тут я вижу, что немцы боятся к той повозке подходить, ждут сапёров: вдруг заминировано! Я выждал момент и, как только вокруг опустело, метнулся туда: запрыгнул, хлестнул лошадей вожжами. Рванули они так, будто давно этого ждали. Слышал стрельбу вдогонку, но пули меня миновали».

Три ранения бойца

На построении ему объявили благодарность, а награда — орден Славы III степени — нашла его уже после войны вместе с медалью «За оборону Москвы». Вскоре его ранило, и он на всю жизнь остался с осколком в голени. «Опасно оперировать: ходи так!» — сказал хирург. После госпиталя направили на Ленинградский фронт, где опять ранило — теперь в руку. Пока долечивался, обучал ратному делу новобранцев, с нетерпением ожидая, пока снова встанет в строй. Однако недолго пришлось воевать: третье ранение поставило точку в его фронтовой биографии. После госпиталя, 6 ноября 1943 года (день навсегда запомнил), прибыл солдат на костылях в родной дом. «Победа будет за нами!» — упрямо повторял он. И она пришла в 45-м.

Труд после Победы

Научившись ходить без костылей, солдат пришёл в военкомат, сказав на приёме военкому: «Сколько можно дома сидеть? Отправляйте меня на фронт!». Тот, нахмурившись, посмотрел его документы и, подняв глаза, удивлённо ответил: «Ну, куда я тебя отправлю? Комиссован подчистую! Давай думать, что делать дальше». Кому-то позвонив и посоветовавшись, он тут же выдохнул негромко: «Есть дело для тебя. Поезжай в колхоз!».

Так Степан Михайлович занялся ремонтом сельхозтехники в селе Камышино, где работы было непочатый край, а вот умелых мужских рук — в обрез. Здесь же, осмотревшись и обжившись, встретил солдат свою любовь на всю жизнь, женившись на местной красавице. А в 1946 году молодая семья переехала в город, ибо там тоже были нужны  работящие руки, да и Ленинск был рядом, казался куда более подходящим для семейной жизни и работы.

Три десятка лет отдал он электроламповому заводу, став бригадиром слесарей, механиком цеха и кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Был постоянным участником встреч поколений и празднований Дня Победы, передал в краеведческий музей свои документы, фотографии, пополнившие экспозицию в зале Великой Отечественной войны.

…Так сложилась судьба одного из наших дважды победителей, отдавших годы ратному делу и труду на благо всей страны. О них всегда вспоминаешь с особым чувством благодарности.

Виктор ПАВЛОВ.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий