За несколько последних лет в Демьяновке, наверное, уже не только привыкли к неординарному событию, которое случается здесь в конце каждого мая, но и, пожалуй, даже ждут его. Автопробегом по улицам посёлка в большой колонне, украшенной флагами, здесь отмечают праздник настоящих мужчин и защитников Отечества – День пограничника. Всегда в их рядах и житель посёлка Геннадий Петрович Безгин, ветеран пограничной службы, который впервые надел зелёную фуражку ровно полвека назад.
Военная служба обычных парней
Это было весной 1972-го года. Гена Безгин, молодой житель села Гражданцево Новосибирской области, едва окончивший водительскую школу ДОСААФ, получил повестку в армию. За его плечами к тому времени были лишь 8 классов местной школы и учёба в СПТУ, очень популярном среди сельской молодёжи тех лет среднем профессионально-техническом образовательном учреждении. А ещё – жизнь в большой и дружной семье, где были два старших брата и младшая сестрёнка. К службе в армии к своему 18-летию парень был полностью готов и физически, и морально, и его родители тоже – такие были времена, когда провожать сына в ряды Вооружённых сил считалось делом почётным и уважаемым. У Безгиных в этом смысле опыт был уже богатым: двое старших сыновей с честью отслужили, и оба – в ракетных войсках.
Трудно сказать, пошёл бы по их стопам младший брат или нет, но в районном военкомате, где оказался Генка, новобранцев взяли в обработку приезжие пограничники-дальневосточники. И так увлекательно, так интересно они рассказывали о службе на рубежах Родины, вспоминает сегодня Геннадий Петрович, что он и ещё несколько ребят приняли решение исполнять свой воинский долг именно там. А судя по тому, что сегодня, спустя так много лет, он является заместителем руководителя Демьяновского отделения Кемеровской общественной организации «Ветераны-пограничники», созданного Сергеем Алексеевичем Куксовым, не просто никогда об этом не пожалел, но и по-настоящему гордится.
Вместе с тем, два года, проведённые Геннадием в армии, можно назвать классическим образцом службы тех лет. Да, была в них и настоящая армейская служба, была и «картошка», был и «пионерский лагерь». Однако одно другому не мешало, и погранвойска стали для Геннадия Петровича, как и для миллионов других советских и российских ребят, служивших в них на протяжении более чем ста лет, настоящей школой жизни.
Дорога до Уссурийска была долгой и утомительной, рассказывает Геннадий Петрович. Всех новобранцев из Красноярского и Алтайского краёв, Новосибирской области, Кузбасса и других ближайших регионов везли в Кемерово, где формировался целый эшелон. Потом – шесть суток утомительного пути по железной дороге до Уссурийска, ещё почти сотня километров в ГАЗ-66 до поселка Пограничный. Там первым делом всех отправили в баню, а затем — получать палатки. В этих временных жилищах из брезента парни и провели последующие полгода. Сначала — курс молодого бойца, затем — сборы военных шоферов, ну а напоследок – уборка урожая картофеля с полей. И как тут ни крути, дело это было очень важным, ведь обеспечение войск «вторым хлебом», да и помощь местным жителям, когда такое имело место в те времена, – это задача стратегическая. Вот и жили молодые бойцы в палатках до тех самых пор, пока не полетели белые мухи и не стала замерзать в лёд вода в уличных умывальниках…
Где часовые Родины стоят
Суровые армейские будни начались сразу после возвращения в посёлок Пограничный. До 1958 года он назывался посёлком Гродеково, и у базирующегося в нём погранотряда — богатейшая история. Именно отсюда начиналась охрана границ на дальневосточных рубежах, а 58-й Гродековский погранотряд – одна из самых именитых частей погранвойск России, награждённая орденом Красного Знамени и орденом Кутузова II степени. До российско-китайской границы от посёлка – всего лишь 15 километров. До неё пограничников доставляли транспортом, а вот дальше, говорит Геннадий Петрович, — пешком, пешком и пешком.
От заставы – два фланга в обе стороны, каждый по 10 километров. Сколько тысяч километров наматывали по ним ребята за время несения разного вида нарядов по охране госгранице, никто и никогда, конечно же, не считал. Но в том, что счёт идёт именно на такой порядок, сомнений быть не может, поскольку, будучи в наряде «часовой границы», во время дозора они за сутки проходили порядка 50 километров по сопкам и лесам.
Первые 12 месяцев Геннадий Безгин входил в состав инженерно-сапёрной роты, и большинство этого времени он провёл непосредственно на границе, ликвидируя обрывы охранных систем. Случались они с завидной регулярностью, и виной тому чаще всего были лесные звери. Живности было много, но больше всего донимали козы, рассказывает Геннадий Петрович, а порой и бурые мишки. Курсируя по лесным тропкам, они то и дело нарушали запретный рубеж, доставляя массу проблем охраняющим его людям.
Столкнуться, как говорится, нос к носу с реальным нарушителем нашему земляку не доводилось (не считая того, что встречался с таким однажды в поселковом КПЗ во время наряда), а вот один из курьёзных случаев помнится ему до сих пор. «В то время мы с китайцами жили как кошки с собаками. Много было разных провокаций, — рассказывает Геннадий Петрович, добродушно посмеиваясь. – А однажды на сопредельной стороне прямо вдоль границы они наставили туалетов, в которых не было задней стенки. В ответ наши тут же установили напротив них большие портреты их государственного вождя. Наутро на тех местах, где стояли туалеты, уже росли деревья…».
Последние полгода службы рядовой пограничных войск Геннадий Безгин провёл в мотоманевренной группе быстрого реагирования – так называемом спецназе погранвойск. Здесь, конечно, было гораздо «веселее» (хотя и прежде, естественно, скучать не приходилось). Бывало, сутки напролёт проводили в заслоне, где нельзя ни костёр развести, ни прикурить. Периодически случались погони на БТРе. А ещё были учения, участие в десантах БМП, проверка мастерства и меткости на стрельбищах и многое другое. И как своеобразный «бонус» за эту нелёгкую службу перед самым «дембелем» — командировка в подшефный пионерский лагерь «Пограничник». Он находился на берегу Амурского залива в районе посёлка Садгород, вблизи Владивостока. Его требовалось привести в порядок перед очередным летним сезоном, а для тех, кто уже готовился к встрече с родными и близкими, это стало своеобразным «курортным» сезоном…
Это прошлое забыть нельзя
Домой Геннадий вернулся в июне 1974-го. Устроился работать водителем, обзавёлся семьёй. А потом Васюганские болота, вблизи которых находилось родное село, ещё больше стали заливать дожди, и в 1986 году Безгины переехали в Кузбасс, в город Белово, где жили родственники. В Демьяновке они осели лишь 9 лет спустя после этого, когда за местного молодого человека вышла замуж их дочь, а потом сюда перебрался и сын. Только после переезда Геннадий Петрович оставил водительскую баранку, но ещё несколько лет трудился сторожем.
Участие в жизни ветеранской организации пограничников сегодня стало для него своеобразной отдушиной и даёт возможность ощутить свою полезность и причастность к современной жизни. Но есть у этого ещё и другая сторона медали: его встречи и общение со школьниками и молодёжью несут им большую пользу. Это и есть тот самый действенный способ воспитания патриотизма в современных детях, с которым не сравнится ни один другой. Только живой рассказ и искренние эмоции пережившего их человека способны зажечь в них огонёк интереса к истории своего народа и родной страны. И, как говорит Геннадий Петрович, он искренне рад тому, что видит такой огонёк в глазах тех мальчишек и девчонок, с которыми делится своими воспоминаниями о школе жизни на далёкой пограничной заставе…
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора и из личного архива Г.П. Безгина.