Память о погибших защитниках Родины должна жить вечно в наших сердцах, передаваясь из поколения в поколение. Понимая эту истину, я уже полвека занимаюсь поисковой работой, рассказывая об односельчанах, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Совсем молодые парни уходили из нашего села Камышино на фронт. И большинство ушли в вечность, покоясь с той военной поры в безымянных братских могилах… Их память увековечена в гранитных монументах.

Дмитрию Швыгину было 18, когда Ленинск-Кузнецкий райвоенкомат в декабре 1941 года призвал его на защиту Родины. Новобранцев после недолгой учебной подготовки отправили под Москву, где наши войска развивали наступление после завершения обороны столицы. Дальше о судьбе моего односельчанина рассказывают скупые строки Всекузбасской книги памяти: «Красноармеец, пулемётчик, умер от ран 02.08.1942». Как удалось выяснить, тогда, зимой, весной и летом 1942 года, на Центральном фронте шли ожесточённые бои, и один из них стал роковым для сибиряка Дмитрия Швыгина. От полученного ранения в голову он потерял сознание, его тут же перевязали и отправили с передовой в медсанбат, а оттуда — в эвакогоспиталь №1347. К сожалению, все усилия спасти его оказались напрасными: не выжил боец после попадания вражеской пули. Дмитрия Архиповича похоронили на кладбище станции Богоявленск Тамбовской области, где тогда находился передвижной госпиталь. Там, на мраморной плите мемориала, увековечена его фамилия в ряду таких же павших за Родину бойцов и командиров. Вечная им всем память!..

В августе 1942 года был призван на фронт из Камышино и двоюродный брат Дмитрия Архиповича Швырина — Николай Чумыхин. Он был 1924 года рождения, ему тогда едва исполнилось 18 лет. Из того поколения мало кто выжил в боях Великой Отечественной…

Обстановка на фронтах была очень сложной: немцы уже рвались к Сталинграду, потому каждый бой шёл не на жизнь, а на смерть. Поначалу Николая направили в пулемётное училище, но фронту ежедневно требовалось пополнение, и маршевые роты уходили на передовую одна за другой. К лету 1943 года он уже был в звании сержанта и воевал в составе одного из полков стрелковой дивизии, находившейся на острие вражеского удара в районе Курской дуги. Из писем родные узнали, что пока на фронте затишье, но скоро предстоит наступление, чтобы гнать фашистов с нашей земли. В соседнем полку служил его друг Дмитрий Мязин: вместе они постигали азы нелёгкой науки побеждать, стойко держались в обороне, а потом шли в атаку. Там, на Курской дуге, принял Николай Митрофанович свой последний бой…

В семье сохранилось скорбное извещение, где сказано, что 3 августа 43-го он геройски погиб в бою и похоронен в селе Ерик Белгородского района Курской области. Есть ещё один документ из летописи Ериковского сельского поселения, датированный 11 октября 2014 года.  Это сообщение об открытии реконструированного памятника — братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками летом 1943 года. «В том далёком году 5 июля на нашей земле началось масштабное наступление гитлеровских войск. Вздымая землю на дыбы, утюжа артиллерией и танками наши родные просторы, фашисты сеяли смерть и разрушения. Им героически противостояли бойцы Красной армии и жители села. Их было гораздо меньше, чем солдат противника, но святая правда, за которую стояли наши отцы, деды и прадеды, прославила их подвиг на века», — говорится в летописи.

У братской могилы стоял почётный караул, а перед торжественным открытием памятника настоятель Свято-Сергиевского храма села Ерик отец Александр отслужил панихиду по усопшим воинам, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Так сохраняется память в России о соотечественниках, отстоявших нашу Родину в те страшные годы от фашизма…

Двоюродная сестра погибших фронтовиков Мария написала к 75-летию Победы стихи, посвятив их своим братьям. Мне кажется, они лучше всего выражают те чувства, которые мы испытываем в эти дни накануне Великой Победы.

«Светлые слёзы льются из глаз,

Когда в День Победы мы чествуем вас.

Вы в то лихолетье ушли холостыми,

Не зная девчонок, совсем молодыми.

Пока я живу, и братья — живые,

С портретов глядят, совсем молодые.

9 Мая для вас — Радоница,

Душа пусть скорбит и вами гордится.

Ведь вы, погибая, не встав на колени,

Хотели, чтоб жили страны поколения!»

Зинаида ТЕРЕЩЕНКО,

ветеран труда.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий