«Здравствуйте, вас беспокоит служба безопасности банка…». Уверена, многим из вас, уважаемые читатели, эта фраза до боли знакома. А по мне так она больше напоминает девиз из шлягера 90-х годов. Только с той разницей, что на смену физическому отъёму денег (который был «в почёте» у преступников того времени) пришли Интернет-мошенничество и телефонные звонки от «попавших в беду родственников», «работников банков» и прочих телефонных «болванчиков». Ну а что? Затраты — минимальные, а эффект — максимальный. И, что самое главное, бороться с телефонными мошенниками крайне сложно, а также достаточно сложно подобные преступления раскрыть. Можно ли вообще защититься от звонков злоумышленников, как не попасться на их удочку, нам рассказал начальник уголовного розыска отдела МВД России по Ленинск-Кузнецкому муниципальному округу майор полиции Кирилл Кабанов.
— Кирилл Михайлович, скажите, на сегодняшний день телефонное мошенничество по-прежнему занимает лидирующие позиции? И часто ли в Ленинск-Кузнецком округе регистрируются подобные преступления?
— За последнее время ничего принципиально нового не произошло. Так, в прошлом году мы зарегистрировали более 40 преступлений, совершённых мошенниками с использованием не только средств мобильной связи и банковских карт, но и при помощи Интернета. Причём, по сравнению с 2020 годом, причинённый ущерб увеличился с 1 млн 366 тыс. рублей до 3 млн 480 тыс. рублей.
Вообще если судить по итогам 2021 года, то можно чётко проследить рост преступлений, касающихся ложных Интернет-продаж. А ведь несколько лет тому назад в районе о них никто даже и не слышал.
В прошлом году к нам обратились несколько граждан, которые через сайты «Авито» и «Юла» приобрели товар. Совершив онлайн-покупки и перечислив деньги на карту, свой товар они так и не получили либо получили, но ненадлежащего качества. Например, один из потерпевших купил картофелекопалку, перевёл на карту продавца указанную сумму, но своей покупки он так и не дождался. После проведенного нами расследования мы установили, что товар был приобретён на сайте-двойнике.
Кстати, в Интернет-мошенничестве была уличена и жительница нашего округа, которая выложила на сайте онлайн-магазина объявления о продаже якобы породистых котят и продавала их по всей России. Покупатели оплаченного товара так и не дождались…
— Как обычному человеку понять, что перед ним — сайт-двойник?
— Самый верный признак – обратить внимание на доменное имя. Зачастую сайты-двойники, готовые «быстро и недорого» предоставить сведения или товары, копируют структуры официальных сайтов не только по цвету, но и по наполняемости. Главное — запомнить, что поддельный адрес выдают лишние буквы. Например, домен официального сайта госуслуг: gosuslugi.ru. Сайт-двойник будет называться иначе: допустим, gosuslugi.online или gosuslugi.rf. Вариантов подделок может быть множество, но везде во главе угла — gosuslugi. Важно обратить внимание на последние буквы.
А ещё люди частенько клюют на удочку Интернет-объявлений – например, о розыгрыше денежных призов. Причём зачастую подобные объявления мошенники размещают на подлинных сайтах. Чтобы поучаствовать в этом розыгрыше, клиент должен пройти опрос, а после — отправить ссылку знакомым. После чего преступники просят сообщить данные банковской карты якобы для получения приза. Ни в коем случае делать этого нельзя!
— Предлагаю вновь вернуться к телефонному мошенничеству. Можно ли вообще избавиться от звонков злоумышленников? И где жулики добывают номера наших телефонов?
— Существуют десятки способов получить телефонные номера. Когда вы оформляете страховку, оплачиваете коммунальные платежи, регистрируетесь в соцсетях, то все базы данных, так или иначе, через какое-то время попадают в руки злоумышленников.
Один из вариантов, чтобы вам не звонили незнакомые личности, – это сменить номер телефона, который ранее не был в обороте. Либо установить на смартфоне приложение для блокировки спама и определения входящих звонков. На сегодняшний день самое популярное приложение – «Getcontact».
— Скажите, появились ли новые схемы мошенничеств по телефону?
— Полагаю, многие из вас уже наслышаны о жуликах-изобретателях, прикидывающихся сотрудниками полиции. Они просят доверчивых граждан оказать содействие в пресечении мошенничества. Что немаловажно, номера телефонов, с которых людям поступают подобные звонки, зачастую совпадают с номерами телефонов различных подразделений МВД.
Порой человек не всегда может разобраться в том, звонит ему сотрудник полиции или же преступник. Мошенники, находящиеся на другом конце провода, — отличные психологи и очень убедительно рассказывают заранее придуманную легенду.
Выход из этой ситуации один: сразу же отклонять подобные звонки. Никогда ни один сотрудник МВД не просит обычных людей о помощи подобным образом.
Ещё один достаточно новый способ отъёма денег — когда злоумышленники с помощью голосовых роботов обзванивают клиентов. Войдя в доверие, они выманивают необходимую им информацию, которую впоследствии используют для совершения операций в онлайн-банке.
— Кирилл Михайлович, что бы вы на прощание пожелали жителям района?
— В первую очередь, быть бдительными. Во-вторых, никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты банковской карты, не отвечайте на телефонные звонки с незнакомых номеров. Кроме того, если вы решили заказать по Интернету товар, совершайте онлайн-покупки только на проверенных сайтах!
Беседовала Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.