Тамара Давидовна Шлыкова пришла в педагогику по велению сердца, и если бы нашей героине в то время сказали, что она на протяжении трёх десятков лет будет нести груз ответственности в качестве директора школы, скорее всего, не поверила бы…

Наперекор судьбе

Родина Тамары Давидовны Шлыковой — гостеприимная Абхазия. Родилась она в одном из прекраснейших городов на берегу Чёрного моря – солнечном Сухуми. В начале 60-х её отца по распределению направили на работу на одну из шахт Кемеровской области. Так девочка вместе с родителями впервые оказалась в Ленинске-Кузнецком.

– После переезда меня отправили учиться в школу №42. Там преподавали замечательные и  талантливые учителя, которые могли, и самое главное, желали найти подход к каждому ученику, — вспоминает она. — Больше всего мне нравилось посещать уроки русского языка и литературы  Маргариты Николаевны Суминой. Во многом благодаря её доброте, отзывчивости и мудрым советам, которыми она щедро делилась с учениками во время занятий, я решила стать педагогом.

Только вот мать с отцом не поддержали выбор дочери, родители видели её совсем в другой профессии. Чтобы не расстраивать их, Тамара, окончив школу, подала документы в машиностроительный техникум. Но прежде она сделала, как говорится, ход конём, сказав, что выполнит их наказ, только затем всё равно выучится на педагога.

— Родители никогда не заставляли меня делать что-то насильно, — говорит Тамара Давидовна. – Да и я не ставила перед ними ультиматумов, мы просто поговорили по душам. Я рассказала им о том, что учить детей – это, возможно, моё призвание.

В 1973 году ей всё-таки удалось осуществить свою мечту: девушка успешно окончила педагогическое училище и устроилась на работу учителем начальных классов в школу №37.

Вертикальная карьера

Тамару Давидовну можно отнести к тем людям, о которых зачастую говорят: талантливый человек талантлив во всём. Ей в течение двух месяцев удалось наладить отношения не только с коллективом, родителями, но и, самое главное, ребятишками. Оно и немудрено, ведь она буквально жила своей работой, но…

– Конечно, сложно было совмещать семью, работу и учёбу, к тому же мои родители, которые очень мне помогали с воспитанием ребёнка, решили переехать в Карачаево-Черкессию. Но, согласитесь, что те, кто не преодолевал трудностей, не знает вкуса победы.

В начале 80-х годов, окончив институт и став дипломированным филологом, она переходит в школу №42 учителем русского языка и литературы. Об этом времени педагог вспоминает с ностальгией:

— Коллектив школы был очень дружным, все друг другу помогали, поддерживали. К сожалению, проработала я там недолго, всего три года, в 1985 году мне предложили должность директора школы №3.

Прежде чем согласиться занять ответственный пост, молодой, но уже вполне опытный педагог долго размышляла: удастся ли ей стать справедливым директором, хорошим хозяйственником и сможет ли она управлять небольшим «государством» со своими законами и порядками.

— На тот момент пусть и небольшой опыт руководящей работы у меня был, когда мне поступило предложение, я уже два года трудилась заместителем директора по учебно-воспитательной работе, — вспоминает Тамара Давидовна.

Скорее всего, этот факт сыграл решающую роль и… Она согласилась.

Друзья — педагоги

Заступив на должность, первое, что ей предстояло сделать, это познакомиться с педколлективом, в котором было предостаточно заслуженных педагогов.

— Я знала, что коллектив, в котором мне предстояло работать, был очень слаженный и организованный. Всё, что от меня требовалось, — сохранить эту атмосферу, — говорит она. – Но как это сделать, когда у тебя нет опыта?

Но оказалось, что не всё так уж и плохо, когда рядом есть опытные наставники, которые могут поддержать, как словом, так и делом.

— Спустя несколько недель мне предстояло выступить на школьном педагогическом собрании с инновационными предложениями, рассказать о грядущих изменениях, — вспоминает бывший директор школы. – Конечно, я очень волновалась, делала ненужные паузы. Но в какой-то момент мне удалось собраться с мыслями. Помогла мне в этом Вера Никифоровна Потеруха.

Причём, как вспоминает Тамара Давидовна, Вера Никифоровна молча, одним лишь взглядом, будто экстрасенс, давала понять неопытному директору, где во время выступления она допустила оплошность.

— Знаете, я чувствовала себя десятиклассницей на экзаменах. Каждая сказанная мною идея  вызвала разные эмоции на её лице, — улыбаясь, произносит она. – Если она была, скажем, не к месту, взгляд Веры Никифоровны становился жёстким, даже суровым. Или напротив, если ей нравился ход моих мыслей, то в её глазах я видела восхищение и заинтересованность.

Как бы это смешно не звучало, но визуальные подсказки помогли Тамаре Давидовне успешно выступить на первом в её жизни педагогическом собрании в роли директора.

— Возможно, если бы в тот момент я не нашла поддержки среди коллег, моя карьера могла бы сложиться иначе, — говорит Тамара Давидовна. – Но благодаря моему «молчаливому экзаменатору», я поняла, что могу и хочу стать у руля этой школы.

Кстати, Вера Никифоровна до последних дней своей работы в школе, а проработала она там ровно 57 лет, старалась помогать советами не только Тамаре Давидовне, но другим педагогам.

Единомышленники

Наша героиня, отличник народного образования, была одним из тех немногих директоров, которые на благо учителей и учеников готовы отдавать все свои силы и время.

— Конечно, я всегда радела за то, чтобы педагоги как можно больше времени уделяли своим ученикам, — рассказывает она. – Причём всегда сама старалась быть примером для учителей. Несмотря на цейтнот (острая нехватка времени), я находила время для того, чтобы поприсутствовать на родительских собраниях, уроках и классных часах.

В этом году исполнилось три года, как Тамара Давидовна находится на заслуженном отдыхе. Но то ли старая учительская закалка, то ли неисчерпаемая энергия не позволяют ей усидеть на месте. Она по-прежнему продолжает общаться с коллективом, которому посвятила тридцать три года своей профессиональной жизни, а ещё…

— Многие из моих бывших учеников решили выбрать, как когда-то и я, профессию педагога. Знаю, что впоследствии кто-то уехал в большие города и работает теперь там, но всё же большинство из них остались преподавать в Ленинске-Кузнецком, — улыбаясь, говорит Тамара Давидовна Шлыкова. – Я рада, что вдохновившись моим примером, они выбрали именно эту стезю — значит, я не зря посвятила столько лет педагогике.

Анастасия Федорова. Фото из архива школы №3.

Добавить комментарий