Ленинск-кузнечанин Александр Паневин парапланеризмом увлекается восемь лет, но только после выхода на пенсию у него появилось достаточно времени для полётов. Он всерьёз обеспокоен: молодые люди приходят в этот вид спорта так редко, что скоро опыт передать будет некому. Поэтому, отметив в сентябре свой 50-летний юбилей, оперуполномоченный уголовного розыска в отставке решил рассказать об экстремальных полётах и почему не надо этого бояться.
Первые полёты
Александр родился в Беловском районе. Позднее родители переехали в Ленинск-Кузнецкий. Галина Ивановна, мама Александра, всю жизнь проработала крановщицей на заводе «Красный Октябрь», а отец Валерий Егорович до пенсии трудился в шахте. О полётах Саша мечтал с детства. В 14 лет записался в городской авиационный спортивный клуб, который находился тогда на улице Менделеева. В лётном звене он обучался до 18 лет. Будучи учеником, летал на самолёте «Як-52» — сначала с инструктором, а потом и самостоятельно. Во время обучения в клубе научился прыгать с парашютом, на его счету 25 прыжков.
С такой подготовкой служить бы Александру в воздушно-десантных войсках, но не довелось. Молодого человека призвали в военно-строительную часть.
Вернувшись из армии, парень несколько лет работал милиционером-водителем во вневедомственной охране. С началом Второй чеченской кампании Александр уволился и уехал служить по контракту. После возвращения в Ленинск-Кузнецкий устроился работать в органы внутренних дел. Служил в разных должностях, а последние годы трудился старшим оперуполномоченным уголовного розыска. Работа всегда занимала почти всё его свободное время, но полицейский не терял надежды однажды вернуться в небо.
Только после отставки, в 2012 году, майор полиции начал учиться летать на параплане под руководством опытного парашютного инструктора и друга – Сергея Чалдина, на счету которого больше тысячи прыжков. Им довелось полетать с Караканского хребта, склонов гор Хакасии и Алтая. Страшно Александру не было, возможно потому, что параплан чем-то напоминает парашют, а навыки подготовки у него были.
— Когда нужно прыгнуть с парашютом, перед тобой открывается бездна, в которую шагнуть порой психологически трудно. В отличие от парашюта параплан позволяет осуществлять свободный полёт — снизу вверх. Летать нестрашно ещё и потому, что на старте нужно разбежаться, при этом земля удаляется из-под ног постепенно. Если можно так выразиться, есть время привыкнуть. Главное, чтобы пилот был подготовлен, умел адекватно и быстро реагировать на происходящее, — объясняет Александр.
Компания по интересам
По словам Александра, тех, кто занимается парапланеризмом, в Кузбассе немного. Всё держится на энтузиастах-самоучках, как Александр и его товарищи. К примеру, в нашем городе всего несколько человек увлекаются этим направлением. Трое летают на параплане, а Александр и его друг Евгений — на двухместных паралётах. С 2017 года Александр с товарищами стал летать чаще. К ним присоединились спортсмены из других городов. Сейчас в их компании десять человек, и это мужчины от 50 лет и старше. Им катастрофически не хватает молодых любителей экстрима. Они готовы обучать летать людей, которым интересно освоить этот вид спорта, ведь учебных центров нет, желающих — единицы. По мнению Александра, сверхлёгкая авиация не пользуется популярностью у молодёжи по многим причинам. Основные из них — это занятость и высокие финансовые затраты. Допустим, время человек найти сможет, а вот финансы — не всегда. Ведь стоимость мотопаралёта стартует от 200 тыс. руб., параплан (крыло) в среднем обойдётся в 100 тыс. руб., и послужат они их обладателю несколько лет, потому что под воздействием солнечных лучей и экстремальных условий эксплуатации ткань на параплане выгорает, купол и стропы изнашиваются, рвутся и теряют прочность. Ремонт тоже обходится недешево. Но, как бы там ни было, этот вид спорта развивать необходимо, уверяет Александр.
А пока мужчины выезжают полетать в Хакасию, Алтайский край, Новосибирскую и Томскую области. На мой вопрос: «Почему рядом не летаете?» — Александр ответил:
— Раньше в Ленинске-Кузнецком мы летали в районе деревни Красноярка, была хорошая площадка на выезде из города, с правой стороны от моста. Но в последнее время эти места стали неподходящими для полётов на параплане. К тому же сильно изменились направление ветра и температурный режим. Решили с другом летать на мотопарапланах, так как возможностей больше. Теперь выезжаем туда, где ещё не были.
Как стать одним из экстремалов?
Среди тех, кто однажды летал с Александром в качестве пассажира или наблюдал за полётом, иногда находятся смельчаки, решившиеся стать пилотами. На первое время они получают подвеску, крыло и обучаются с наставником. Сначала изучают теорию, затем проходят наземную подготовку. После первых слётов с небольших горок и склонов переходят к более сложным и продолжительным полётам. Продолжительность обучения у всех разная. Это зависит от погоды и от того, насколько человек готов психологически. Одни за месяц или полгода разбираются во всём, другие по два года тренируются на земле — только потом решаются шагнуть с горы.
Некоторые спортсмены из компании Александра выступают на соревнованиях, но только в личном зачёте. И у мужчины есть мечта — собрать кузбасскую команду.
Но можно летать просто для собственного удовольствия. Александр часто берёт с собой пассажиров. Ему хочется, чтобы родные и друзья хотя бы раз испытали эмоции, которые переживает он. Пилот уверяет, что все в восторге. Правда, жена Светлана предпочитает летать не с Александром, а с его друзьями, так ей спокойнее. Сыновья тоже в деле: старший, Никита, летать умеет, но в последние годы много времени уделяет учёбе в университете, а пятнадцатилетний Иван всегда выезжает с отцом и управляет парапланом самостоятельно.
Эмоции трудно выразить словами
Опытному пилоту до сих пор трудно описывать словами то, что он видит и чувствует, паря над землёй. Но он постарался это сделать:
— Взлетев однажды, я понял, как много красоты вокруг нас. Особенное удовольствие — наблюдать её с высоты. Я ощущаю ветер, наслаждаюсь видами лесов. В небе время как будто замедляется, уходят тревоги. Каждый новый полёт — это невероятные впечатления и новая порция адреналина. Но я никогда не забываю, что это экстремальный вид спорта, поэтому я начеку и готов к чрезвычайным происшествиям.
До сих пор ничего экстремального я в жизни не делала, но после нашей оживлённой беседы с Александром мне очень захотелось полетать, чтобы понять, насколько это здорово. Осталось только решиться и воспользоваться его приглашением. Надеюсь, своим рассказом он вдохновил не только меня. Дерзайте!
Парапланеризм — экстремальный вид спорта, представляющий из себя полёты на параплане, специальном крыле в виде эллипса, размах которого составляет около 10 метров. Пилот управляет парапланом при помощи строп, движение происходит за счёт воздушных потоков, на которых можно летать до нескольких часов и преодолеть расстояние в десятки и даже сотни километров.
Мотопараплан – параплан, оснащенный двигателем, обеспечивающим его запуск и поддержание в воздухе.
Анна Щур.
Фото из личного архива А. Паневина.