Жизнь неумолимо ускоряет свой темп. И мы стараемся успеть сделать её наполненной и счастливой — записать ребенка на очередной развивающий кружок, научиться печь новый торт или сшить сногсшибательное платье. Обязательно среди всех таких важных забот нужно выделить время на одну очень простую вещь — научить своего ребенка правилам безопасности.

 Не упустить из виду

  1. Если идете на культурно-массовое мероприятие, одевайте ребенка в яркую одежду: так будет проще держать его в поле зрения. Фотографируйте его перед мероприятием: тогда у вас останутся точные ориентировки на экстренный случай.
  2. Держите ребенка только за руку. Если ребенок держит вас за полу пиджака, за рукав, ему будет проще потеряться. Пробираясь к нужному вам месту в толпе людей, ведите ребенка перед собой.
  3. Самое простое правило взрослые помнят еще с детства: «Стой, где стоишь». Ему же необходимо научить и ребенка. Так вам будет проще найти друг друга, если вы разминетесь в магазине или музее.
  4. Объясните ребенку, что просить о помощи не стыдно. Что взрослые всегда придут на помощь, особенно если ему грозит опасность. Покажите на месте людей, к которым ребенок может обратиться за помощью: полиция, сотрудники места, где он находится, женщины с детьми.
  5. У ребёнка должна быть возможность связи с вами, идеально — полностью заряженные часы с GPS-трекером и функцией звонков или мобильный телефон.
  6. Проследите за тем, чтобы он выучил номер вашего телефона, номер телефона другого родителя, бабушки, дедушки. Время от времени просите его назвать их или набрать по памяти, чтобы проверить. Придумайте с ребенком пароль на случай, если ему придется звонить вам с незнакомого номера или если вы по какой-то причине будете звонить ему с чужого телефона.
  7. Не учите ребенка, что «он должен слушаться взрослых». Поставьте четкие рамки того, кто является «своим», с кем можно смело идти куда угодно и полностью ему доверять, а кто не входит в круг доверия. С теми, кто входит в круг «чужих», все просто: ребенок не должен выполнять никаких просьб чужих людей, не должен принимать никаких их предложений.
  8. Прививая своим детям культуру поведения в обществе (не кричать в общественных местах, вести себя прилично), мы поступаем верно, только есть и побочный эффект: дети перестают кричать вообще. Объясните ребенку, что кричать ради спасения своей жизни можно и нужно. Объясните, что если к нему подходит незнакомый человек и пытается его куда-то увести, ребенок должен очень громко повторять следующие слова: «Я вас не знаю! Вы чужой!». Если кричать «Я с тобой не пойду» или «Отпусти меня», прохожие могут подумать, что ребенок капризничает, а папа его куда-то ведет.
  9. Приучите ребенка следить за временем: если он обещал прийти в 14:00, он должен быть дома в 14:00. Научите ребенка ходить одним и тем же проверенным маршрутом. Исключите из его маршрута безлюдные и неосвещенные улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, улицы должны быть проходимыми. Пройдите с ним вместе эту дорогу, когда он начинает ходить один, и обратите его внимание на потенциально опасные места. Объясните, что открытые люки, заброшенные резервуары, неогороженные свалки и полуразрушенные здания — источники опасности и их нужно обходить стороной.
  10. Расскажите ребенку про службу 112, объясните, что, если сеть не ловит, можно позвонить туда. Научите правильно разговаривать с оператором 112: чтобы у оператора не возникло ощущения, что ребенок звонит из озорства, необходимо представиться. Объясните, что, если он заблудился, после этих звонков следует беречь заряд телефона (не стоит играть, слушать музыку, фотографировать).
  11. Поиграйте в квест: поговорите с ребенком, что он будет делать, если потеряется в городе. Из ответов вы сможете понять, насколько ребенок готов к критической ситуации. Спросите его, знает ли он что делать, если вы разминетесь в транспорте? Как нужно действовать, если ребенка на улице постараются увести насильно? Постарайтесь взамен односложных советов, как поступать в той или иной ситуации, объяснить ребенку, почему именно так следует поступать. Если ребенок совсем маленький, ситуацию можно разыграть на основе сказки.

Один дома

Чему родители должны научить своего ребенка, который время от времени остается дома один.

  • Обязательно смотреть в дверной глазок при звонке в дверь. Дети могут спутать голос папы (другого родственника) с голосом постороннего или вообще доверчиво открыть дверь, услышав в ответ стандартное «Открывай! Свои». Обязательно установите дверной глазок. Поставьте устойчивую табуретку, если школьник не достает до глазка.
  • Помнить: мой дом — моя крепость. Ребенок должен понимать, что за закрытыми дверями он в безопасности. Угрозы, шантаж, крики злоумышленников не причинят ему вред. Главное — не открывать дверь ни под каким предлогом, а в случае необходимости звонить в полицию.
  • В случае опасности немедленно звонить родителям. В идеальном варианте их номера должны быть на быстром наборе телефона. Также необходимо знать номера экстренных служб. В состоянии тревоги и стресса даже взрослый человек может забыть номера экстренной помощи. Поэтому сделайте памятку с номерами и повесьте ее на стену на уровне роста ребенка.
  • Держаться подальше от открытых окон. Здесь до банальности просто: не оставляйте детей без присмотра в комнате с открытыми окнами. Позаботьтесь о специальных фиксаторах, которые не дадут малышу открыть створки. И не надейтесь на москитную сетку, которая создает для ребенка лишь иллюзию закрытого окна. Трагических случаев полно, поэтому будьте бдительны.
  • Не подпускайте детей к кухонной плите и костру. Ожоги — распространенная травма у детей. В силу возраста они не понимают опасности огня и легко могут себе навредить, притронувшись  к раскаленному предмету или пробуя пламя на ощупь.

Как гулять во дворе

  • Обсудите с ребенком продолжительность прогулок и маршруты, где можно гулять, договоритесь не задерживаться на улице с наступлением темноты.
  • Тактично интересуйтесь, с кем и где гуляет ваш ребенок, попробуйте познакомиться с его друзьями и по возможности с их родителями.
  • По статистике, каждый год несколько десятков детей калечатся или даже погибают от ударов или падения с раскачивающихся качелей. Научите ребенка всегда стоять или играть подальше от них и подходить к ним только сбоку.

Учим правила правильно!

Лето — время роликов, скейтбордов, велосипедов и самокатов. Это прекрасно. Но приучайте детей к езде в шлеме и наколенниках. Здесь не может быть компромиссов: более 90% случаев черепно-мозговых травм во время разных покатушек происходят с незащищенными детскими головами. Также обязательно повторите с ребёнком правила дорожного движения, покажите ему своим примером правильное поведение на дороге. Находясь с ребенком на улице, нужно объяснить ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей.

С начала года в Кузбассе в ДТП погибли три ребёнка, ещё 115 получили травмы различной степени тяжести.

На природе — подконтрольный отдых

При выезде на природу имейте в виду, что купаться можно только в разрешенных местах. Выбирайте  тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном. Детей к водоемам без присмотра взрослых допускать нельзя. За купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение. Лето — сезон активности клещей. Поэтому после прогулок в лесу и парках осматривайте ребенка и его одежду на наличие клещей. О чем стоит напомнить ребенку? О том, что далеко не каждую ягоду можно смело кушать. Даже если он потянет в рот что-то не ядовитое, а обычную малину с куста, растущую у дороги, грязь от машин и дорожная пыль его желудку ни к чему.

В 2018 году в Кузбассе в летний период на водоёмах погибли 15 детей. Из них 13 были в местах несанкционированного купания.

Лия Шарова, автор книги «Стоп, угроза. Дети в безопасности», собрала пугающую статистику

  • Практически все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина — всем людям, кого они уже когда-то видели. И почти все доверяют женщинам и пожилым людям.
  • Большая часть детей 5-8 лет не знают наизусть номеров телефонов родителей.
  • 19 из 20 детей проводят вежливую тётю, помогут пожилому дяде донести до машины пакет, щенка, котёнка, сумку. При этом первоклашки готовы записать в пожилые и сорокалетних. А пожилых «надо уважать».
  • 12 из 20 детей не знают, что делать в случаях, если кто-то заговорил с ними или удерживает; не понимают, к кому из посторонних могут обратиться за помощью и как это сделать. И конечно, они боятся рассказывать родителям о своих проблемах: «мама запретит мне сидеть в Интернете», «папа не разрешит мне гулять одному».

Добавить комментарий