Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Все меньше живых очевидцев, участников тех сражений, остается с каждым годом среди нас. И их воспоминания – бесценная возможность узнать правду о войне из первых уст. Ведь именно они прошли огненными дорогами той страшной войны. Среди таких – ветеран ВОВ, ветеран шахтерского труда Петр Егорович Белоусов. Сегодня он, пожалуй, единственный в Ленинске-Кузнецком участник боев за Берлин.
Война — какое холодное слово… Сколько человеческих глаз смотрела в лицо войны, но не всем посчастливилось выдержать ее взгляд. Петру Егоровичу это удалось.
Он родился и вырос в глухой таежной деревеньке Коровинка в Новосибирской области. Первые два года, что шла война, он вместе с остальными селянами работал не покладая рук на колхозных полях…
На фронт его призвали в январе 1944 года, почти на пороге совершеннолетия. Несущие огромные потери советские войска нуждались в постоянном пополнении, поэтому будущих безусых солдат старались хоть чему-то научить до того срока, когда они окажутся на фронте.
— Тогда нас с моей деревни призвали всего двоих, — рассказал Петр Егорович. – Ведь все кто мог, уже давно ушли. Сначала нас привезли в Новосибирск. Там мы прошли медкомиссию, получили военную форму. В таком большом городе я никогда в жизни до этого момента не бывал. Все мне было вдиковинку. Знаете, как я паровоза испугался, когда он загудел?! А что вы хотели от деревенского человека? Но была одна вещь, которую боялись и мы, и городские — это война.
Перед фронтом новобранцы попали в учебную часть, которая находилась под Омском. Там почти три месяца Петр Егорович проходил курс молодого бойца, осваивая азы артиллерийского дела.
Первый бой он, заряжающий артиллерийского расчета, принял весной 1944 года в Польше в составе 102-го гвардейского полка. И, конечно, именно его он запомнил на всю жизнь.
— Страшно было! На линию фронта мы прибыли в самый разгар боя. Самолеты, танки, кругом стрельба! И когда ты видишь, как русские солдаты идут вперед, ты не можешь спрятаться в какой-нибудь дальний угол. Ты берешь себя в руки и начинаешь бороться… за себя, за своих друзей, за всю страну. Любовь к Родине, людям вела нас вперед.
Со своей пушкой «сорокапяткой» заряжающий артиллерийского расчета рядовой Белоусов дошел до самого Берлина, теряя по дороге боевых товарищей. Один из них погиб во время авиабомбежки уже в германской столице.
— Недалеко от нас взорвался снаряд, и осколком убило наводчика нашего отделения.
«Огонь!» – крикнул отделению Белоусова командир.И первым выстрелом Петр Егорович уничтожил огневую точку противника. Следующий выстрел – и еще одна точка разлетелась в щепки.
Именно за этот бой рядовой Белоусов получил свою первую медаль «За отвагу». Затем еще неоднократно командование части отмечала ратные подвиги нашего земляка. Он награжден медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».
После победы Петр Егорович еще пять лет служил: сначала в Германии, потом в Армении и только в 1950 году был мобилизован. Возвращаться в глухую деревушку не захотел, поэтому поехал к сестре в Ленинск-Кузнецкий. Хотел устроиться работать на шахту, но сестра не позволила.
— Мол, войну прошел, хочешь в мирное время погибнуть. Я спорить не стал и устроился ремонтным в железнодорожные мастерские.
Через некоторое время Петр Белоусов встретил свою первую и последнюю любовь – девушку Шуру. Немного повстречавшись, они поженились. И тогда Петр Егорович пошел работать на шахту. Сначала трудился горнорабочим на шахте им. Кирова, позже перешел на «Егозовскую».
Свой трудовой путь на шахте Петр Егорович начинал с люкового, потом был горнорабочим, помощником комбайнера, а последних 12 лет до пенсии работал сквозным бригадиром.
— Под моим руководством моя бригада из отстающей выбилась в передовики. Хоть мы и не ставили рекорды, но работали на совесть. Мы отрабатывали комбайном «Донбасс» пласты мощностью до 1,20.
И в это мирное время к его фронтовым медалям добавились и шахтерские награды.
Во всех начинаниях его поддерживала супруга. Вместе они прожили душа в душу 58 лет и 10 месяцев. Но все равно Петр Егорович считает, что этого времени было слишком мало для их счастья. Родили и воспитали они троих детей, у которых уже свои дети и внуки.
Сейчас фронтовик и шахтер, знающий настоящую цену того победного мая, живет вместе с дочерью. В день нашей встречи – 2 мая — Петру Егоровичу исполнилось 91 год. Так что я была не единственной его гостьей. В этот день он получил поздравления не только от родных и близких, но и от властей.
— Конечно, война и шахта дают о себе знать. Здоровье у меня уже не то. Как видите, хожу я сейчас с батажком (последствия травмы в шахте). Но это мне не мешает каждый день делать зарядку. Я не могу просто сидеть, мне нужно двигаться. Не зря же говорят, что движение – это жизнь. Может поэтому я и дожил до такого возраста.
Как и для остальных фронтовиков 9 Мая навсегда остается для Петра Егоровича святым, великим днем. Ведь именно в тот весенний день был закончен путь, отмеченный многими жертвами.
— Помню, 8 мая уже вовсю разговоры пошли, что все – конец войне, а девятого, когда командиры сообщили о победе, развернули полковое знамя, от радости плакали, кричали, смеялись и обнимались. Каждому радостно было еще и от того, что сам жив остался…
А наш долг — помнить каждого, кто добыл ту победу.
Виктория Спицына.
Фото автора.