Ничто в жизни не может помешать человеку, идущему многие годы рука об руку с добром, делать это и дальше. Ни постоянно испытываемая им боль, ни ограничение его физических возможностей, ни возраст, которого неумолимое время каждому из нас прибавляет с каждым днём, увы, всё больше… Ленинск-кузнечанка Галина Гатиатулина — как раз такого рода человек. Редко выходя сегодня из своего дома, она никого и ничто не винит за то, что всё в её судьбе сложилось так, а не иначе. И продолжает жить с любовью к ближнему и ко всему окружающему.
Скажу сразу: Галина Владимировна не совершила в своей жизни каких-то великих подвигов. Она честно и добросовестно трудилась, растила вместе с мужем двоих детей и искренне заботилась о своей семье — как и большая часть её сверстников, рождённых после войны и впитавших в себя в ту эпоху всё то, чего сегодня нам так не хватает: коллективизм в работе, умение дружить, сострадание к тем, кто в нём нуждается, способность не жаловаться на невзгоды, а переносить их с достоинством.
Я расскажу всего лишь о нескольких историях из жизни Галины Владимировны. Для современной молодёжи они могут показаться совершенно неправдоподобными. Но так было, и кто сейчас, кроме тех, кто их пережил, имеет право сказать о том, что это было плохо?
Глава I. Война, любовь и дети
История её появления на свет по-настоящему удивительна. «Я родилась на заводе «Кузбассэлемент», — с улыбкой и гордостью одновременно говорит Галина Владимировна. И не было бы в этом ничего необычного, случись это в военные годы: тогда у заводских станков сосредоточился фактически весь быт работавших на них людей. Но произошло всё уже через восемь лет после Победы. Тем не менее, связь с войной здесь всё равно хорошо прослеживается. Да и с тем, что было до неё в истории нашей страны, тоже.
Свою дочь Галю Анастасия Бандуляк родила во втором браке. Её первый муж, от которого у неё был сын Серёжа, погиб на фронте. Такая участь могла ожидать и саму Анастасию – ведь её тоже по призыву военкомата отправили в армию. Однако уже на подъезде к прифронтовой полосе вся команда попала под бомбёжку. Анастасию контузило, она попала в медсанчасть, где и выяснилось, что женщина ждёт ребёнка. Её сразу же вернули домой, и в 1943 году она родила своего первенца.
За фронтовика Владимира Бандуляка Анастасия вышла замуж после войны. Его судьба трагически складывалась с самого детства. Семья жила на Украине, и мама Володи умерла от голода в страшный период голодомора, охватившего эту территорию в 1932-1933 годах. Затем репрессировали отца Ивана и направили на Колыму. Так паренёк оказался в одном из кузбасских детдомов. К счастью, после освобождения Иван смог найти сына и забрать его в свою новую семью, а с началом Великой Отечественной уже повзрослевшего Владимира мобилизовали на фронт, и из армии он вернулся только в 1946-ом, после чего сразу устроился на завод «Кузбассэлемент» собаководом.
Туда же пришла вскоре работать и вышедшая за него замуж Анастасия. В то время на заводе была большая псарня. Собаки жили в больших вольерах, и супруги Бандуляк кормили животных, ухаживали за ними, дрессировали их и в положенное время разводили по постам, где псы несли службу. А жили они в небольшом помещении, которое находилось прямо здесь же, при псарне. Вот там и суждено было родиться Галине.
«Никто даже не знал, что мама была беременная, — рассказывает Галина Владимировна. – А потом меня все так и звали – Нарошечная (от слова «понарошку». — Прим. автора). Я ведь всего 1,5 килограмма весом родилась. И выхаживать меня забрала мамина мать – Ульяна Матвеевна Поваляева. Так что у меня было две мамы – родная и мама Ульяна».
Где-то в 1964-ом бабушка уехала в далёкий Нальчик — столицу Кабардино-Балкарии. Там жила её другая дочь – Лиза, и в тот момент ей потребовалась материнская помощь. Галя вернулась к родителям, которые незадолго до этого получили квартиру, и прожила у них год. «Я даже сейчас помню, как я промучилась все эти 12 месяцев, — продолжает Галина Владимировна свой рассказ. – Стала плохо учиться в школе, всем грубила и вела себя просто отвратительно. Я не смогла жить без бабушки. Представляете: без родной матери — могла, а без неё – нет. И меня просто увезли к ней подарком…»
Глава II. Семья, завод и материнский наказ
Окончив восемь классов, Галина всё-таки вернулась в Ленинск-Кузнецкий и поступила в медицинское училище. Но учиться в нём не смогла. При первом же посещении морга она упала в обморок. Это же случилось и во второй, и в третий раз. И долго испытывать судьбу девушка не стала. Забрав документы из училища, в 16 лет она пришла туда же, где работали её родители и старший брат Сергей, — на «Кузбассэлемент». Приняли её работницей в картонажный цех. Так на этом предприятии начала зарождаться династия Бандуляк – Гатиатулины.
Среднее образование Галина всё-таки получила – она окончила вечернюю школу. Но случилось это, когда она уже была замужем на Нургали Гатиатулиным, которого все называли Николаем, и у них родился первенец Руслан. Когда они познакомились, будущий муж Галины тоже работал на заводе, бросив учёбу в Томском университете после первого курса. Но ещё до того, как молодые люди решили пожениться, мама Николая, Фатима Гатиатулина, обратилась к девушке с просьбой. «Когда мой сын сделает тебе предложение, скажи ему, что ты согласна, но с условием – чтобы он вновь пошёл учиться и получил образование», — попросила свою будущую невестку не очень грамотная, но мудрая женщина. И забегая вперёд, скажу, что, когда уже подрастали её внуки, она тоже настаивала на том, чтобы они обязательно выучились в институтах.
Галина выполнила данное свекрови обещание. Её муж шесть лет учился без отрыва от производства и после получения диплома работал уже конструктором в бюро инструментального хозяйства. А потом – на «Красном Октябре», на химзаводе, в УККТС, так что в городе Николая Гатиатулина в те времена знали многие. Он и из жизни ушёл фактически на работе – заглянул в обеденный перерыв рабочего дня к маме, чтобы попить с ней чаю, да там его сердце внезапно и остановилось…
Сама Галина Владимировна до самой пенсии так и не расставалась с заводом. Она была сборщиком аккумуляторов в разных цехах, много лет трудилась контролёром ОТК на производстве, где выполнялся государственный оборонный заказ. При этом была очень шустрой – как говорит сама, «вперёд паровоза всегда бежала» — и, если надо было постоять за себя и товарищей по бригаде, за словом в карман тоже не лезла. Заработав вредный стаж, в 45 лет ушла на пенсию. Но, как говорится, ничего в этом мире не проходит бесследно, и уж тем более точно не работа по так называемой первой сетке вредности. За полученные на производстве льготы пришлось расплачиваться собственным здоровьем. Однако, когда муж ушёл из жизни, их дочь Елена ещё училась в институте (и она, и Руслан выполнили наказ бабушки Фатимы), и Галина Владимировна вновь пошла работать, на этот раз дежурной в общежитие.
Глава III. Внуки, вера и дружба
И сын, и дочь давно уже стали самостоятельными. Руслан живёт в Новосибирске, Елена – здесь, в Ленинске. Взрослая уже и одна из внучек Галины Владимировны, а вот ещё двое внуков пока малы, и бабушка с удовольствием проводит с ними время, как бы трудно ни было до них добираться, после того как с её опорно-двигательным аппаратом начались серьёзные проблемы. Но есть у неё и ещё один родной и любимый человек – племянница Наташа, которую Галина Владимировна опекает уже много лет. Вместе им живётся гораздо легче, чем поодиночке. Они понимают друг друга с полуслова с полувзгляда и во всём поддерживают вместе ходят и в храм.
История о том, как Галина Владимировна стала истинной прихожанкой, отдельная. «Все ведь росли в то время атеистами, — рассказывает он, — а меня бабушка с детства по храмам водила. Она сама даже читать не умела, а все молитвы знала назубок». Несколько лет назад Галина Владимировна даже окончила годичные катехизаторские курсы, а когда ещё позволяло здоровье, посетила многие храмы и другие святые места Кузбасса во время паломнических поездок.
Судя по всему, вера действительно помогает ей укрепиться в собственных силах и не терять присутствия духа, которое так часто испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья. И вот какой ответ даёт моя собеседница на вопрос о том, что она поменяла бы в своей жизни, будь это в её власти: «Ничего! Я довольна всем, что в моей жизни было, и тем, что предоставлено мне Богом. А испытания, которые нам даются, надо пройти всем. Самое главное, мне всегда везло на людей, и рядом со мной есть две верные и преданные подруги, с одной из которых мы дружим с пяти лет, а с другой – с шестнадцати…»
И после этих слов Галина Владимировна просто не может удержаться, чтобы не поделиться со мной тем, какой невообразимый по нынешним временам случай свёл их на всю жизнь с Тамарой Павловной Приходько (фамилия по мужу) и всей семьёй Смолиных, в которой Тамара родилась и выросла. Однако это уже совсем другая история, и как-нибудь я обязательно расскажу её на страницах нашей газеты. А пока хочу поблагодарить Галину Владимировну за то, что она поделилась со мной не только своими воспоминаниями, но и светом своей души. К сожалению, искренность и тепло в отношениях людей сегодня тоже становятся своего рода рудиментом в нашем обществе. Так что дай Бог здоровья всем тем, кто их сберёг и делится ими с другими.
Наталья Артёмкина.
Фото автора.