«Жил-был царь, и было у него три сына…». Наверное, именно этими словами из одной известной нам с детства сказки следовало бы начать мой рассказ. Но есть одна неувязка: Максим Бубнов вовсе не королевских кровей, хоть и сыновья, и дворец, пусть и в виде дома у него, имеются. Он простой житель из села Худяшово, который почти в одиночку вырастил троих замечательных мальчишек. «И за них, – говорит многодетный отец, – мне ни разу краснеть не пришлось».
Про матерей-одиночек многие из нас слышали частенько, а вот отцы-одиночки для большинства — явление малоизученное, хотя в последние годы нередко встречающееся. И если такие отцы и упоминаются, то чаще всего в печальных или негативного плана историях. К примеру, отсудил у бывшей жены чадо, чтобы не платить алименты, и затем отдал няне на воспитание. А, между тем, есть и вполне житейские ситуации, когда отцы проявляют свои лучшие качества, не бросая родных детей на произвол судьбы, и становятся для них одновременно и папой, и мамой. Вот и Максим Бубнов однажды оказался на распутье: жена ушла, оставив его с малолетними детьми…
Такие разные братья
Дверь открыл подтянутый и невысокий молодой человек. «Старшенький», — сразу же мелькнула мысль. Удивительно, но интуиция подвела. «Здравствуйте, меня Максим зовут», — представился «паренек». А ведь, на первый взгляд, и за старшего брата можно принять. Оказалось, я не первая, кого внешний вид Максима ввел в заблуждение. Летом этого года вместе с чадом, 16-летним Кириллом, поехал он в Кемерово подавать документы в техникум, и там его тоже приняли за старшего братишку. Хотя если заглянуть в паспорт, разница в возрасте становится очевидной – почти четверть века.
Мой вопрос главу семейства врасплох не застал: «Сложно, наверное, с тремя детьми, да ещё мальчишками?» «Вовсе нет! Это с одним тяжело, а с тремя просто, – отвечает он, улыбнувшись. И, присев на диван, позвал сыновей: — Максим, Илья, Кирилл, идите сюда». Как птенцы, сбиваются мальчики в стайку и, облепив отца со всех сторон, начинают «щебетать» — про школу, про дела свои мальчишеские. 14-летний Илья — настоящий балагур и заводила в семье, такому палец в рот не клади, знает, что ответить. Младший, 12-летний Максим, и старший, Кирилл, по характеру разительно отличаются от гиперактивного брата: спокойные, уравновешенные. Одно прочно связывает братьев, и это не только фамилия: у них, как и отца, легкий, добродушный характер. Чувствуется, что позитивный настрой для них – это главное. А с таким взглядом на жизнь никакие беды не страшны.
Главное, что вместе!
Когда супруга Максима, не предупредив никого, выпорхнула из семейного уютного гнездышка в неизвестном направлении, младшему сыну едва ли полтора годика исполнилось. Впору руки опустить, да нельзя — трое детей, мал мала меньше. Начал он налаживать быт заново, пока однажды бывшая не дала знать о себе: чтобы не платить алименты, решила забрать сыновей. В случае с Максимом всё обошлось: закон был на его стороне. Суд вынес вердикт: «Оставить с отцом». Макс был на седьмом небе от счастья: теперь уж никто не сможет разлучить его с сыновьями. А что бывшая жена? «А она с тех пор так на связь и не выходила», — глядя на сыновей, сказал он.
Ради них, самых близких и родных, Максим не упал духом — выстоял. Пережить сложное время, пока мальчишки подрастали, помогли родители, которые живут в этом же селе неподалёку. Большим подспорьем было свое хозяйство: в собственности — 24 сотки земли, да еще скотина — коровы, поросята, коза, и это не считая пернатую живность. Одним словом, не бедствовали. Впрочем, Максим и сам не допустил бы такого положения – больше жизни любит он своих детей, а потому старается, чтобы они ни в чем не нуждались.
А ведь было время, когда и со сложностями пришлось столкнуться. Мальчики, как и все маленькие дети, болели. Трудности были и с детским садом, который находится в соседнем селе Драченино: добираться до него приходилось порой на попутках. «Это всё что? Правильно, мелочи жизни, — машет рукой многодетный отец. – Главное то, что мы вместе!»
Коронные блюда и «Монополия»
Хороший отец, прежде чем строжиться, семь раз подумает, стоит ли, — именно такой заповеди придерживается Максим Олегович. А повод, когда ты воспитываешь сыновей, всегда найдется. Так, однажды главу семейства вызвали в школу: мол, ваш сын толкнул одноклассника. Что делать? Собрался, поехал. Когда начали выяснять, оказалось, что Илья заступился за одноклассницу. Подтвердила его слова и та самая девочка, которую обидел наябедничавший мальчишка. «За что мне сына наказывать? Он поступил правильно», — говорит Максим. Впрочем, парни и сами никогда палки не перегнут, не так они воспитаны: в семье должно быть уважение друг к другу. Так учил их отец, и так считают они.
Все хлопоты по хозяйству взрослые сыновья стараются взять на себя: в огороде работают вместе — так сказать, сообща. Домашней «дедовщины» между ними нет, всё делают с охоткой, да без оглядки на соседа. Максим, младший, с юных лет кулинарничает. Своё первое блюдо — картофель в мундире, порезанный ломтиками и приправленный солью, — он приготовил в пять лет. Так с тех пор и повелось, что коронное блюдо младшенького Максима Максимовича – картофель, причем неважно какой, толченый, жареный или тушеный. У Ильи — своя «фишка»: лучше него макароны по-флотски в семье никто не приготовит.
В общем, скучать некогда. Разве что зимой, когда на улице холодно, стараются занять себя. Собравшись вместе, играют в настольные игры — «Монополию» или шахматы. Хотя, говорят мальчики, и без того есть чем заняться. Мир увлечений младшего тесно связан со спортом, а ещё Максим — большой любитель футбола. У Ильи свои интересы – он ремонтирует мотоциклы, автомобили. Спецом называть его пока рано, но видно, что парнишка старается. Даже будущую профессию хочет он связать с автотехникой. «Пойду учиться на механика», — уверенно заявляет он. Свою мечту в жизнь уже воплотил Кирилл, который всегда тяготел к ремонту техники, и поступил в Сибирский политехнический техникум. По окончании он получит диплом специалиста по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования.
…Не за горами то время, когда младший и средний сыновья, повзрослев, встанут и пойдут твердым, уверенным шагом по своей дорожке. А пока Максим постарается приложить максимум усилий, чтобы и они, как и Кирилл, поступили в техникум или вуз. Быть примером для детей мало — нужно, чтобы они ещё и в люди выбились…
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.