Семья Ларионовых занимается пчеловодством не так давно, всего-то лет 13, но ещё раньше «пчеловодить» начал отец Надежды Петровны – Петр Васильевич Шевнин. Так что, без преувеличения, можно сказать, что с пчелами она знакома большую  часть своей жизни, почти 40 лет. Потомственная пасечница знает не только о том, как правильно выбрать натуральный мёд, но как маленькие трудяги умело строят свой семейный быт.

Мастер на все руки

Надежде Ларионовой не так давно, буквально в июле, исполнилось 72 года. Она — пчеловод во втором поколении. Когда-то, еще во времена Советского Союза, на пасеке, принадлежавшей совхозу им. Чкалова, трудился её отец. Прежде чем занять должность пчеловода, Петру Васильевичу, который воевал на фронтах Великой Отечественной войны, пришлось в 57-м сначала отучиться заочно на специалиста, занимающегося разведением пчел, а уж потом, засучив рукава, — браться за дело. Для увеличения продуктивности пчёл понемногу начал применять научный подход — занимался селекцией.

А вместе с ростом популяции насекомых накапливались опыт и знания, которые он передавал своим детям. С отцовским опытом Надежде Петровне досталась и таблица учета количества собранного мёда, которую он когда-то вел. Разлинованный от руки лист формата А4 и по сей день хранится у неё: сберегла потомкам на долгую память. «За 26 лет, что папа проработал на совхозной пасеке, собрал и сдал государству 54 тонны мёда», — не без гордости в голосе рассказывает опытный пчеловод, разворачивая свернутый на четыре части чуть пожелтевший лист…

К жужжащему и работящему семейству фронтовик прикипел, а потому, выйдя в 86-м году на заслуженный отдых, не бросил заниматься пчеловодством — продолжил держать пасеку из 20-ти ульев. Частенько Петр Васильевич говорил детям: «Если не полюбите пчёл — у вас ничего не получится». Причём к любому делу он всегда старался подойти с душой. «Отец был ответственным человеком, мастером на все руки. Он ведь после войны и токарем, и печником работал. Это уж потом, позже, ему предложили перейти на пасеку», — вспоминает Надежда Ларионова.

Дружба сложилась, но не сразу!

Работа с пчелами не из легких. Чтобы получить хороший урожай мёда — а порой с одного «улика» собирают до 40 кг, — нужно неустанно заботиться о большом пчелином хозяйстве. В одном улье — а их на участке Ларионовых около четырёх десятков — живут несколько тысяч тружениц. Примерно с десяти утра и до шести вечера во дворе стоит гул: стараются, несут нектар в свои домики пчелы. Невольно возник вопрос: а как же соседи, не жалуются? «Нет, конечно, — улыбается хозяйка. – Они уже привыкли». Без сомнения, польза от такого жужжащего соседства есть: крылатые опылители не только нектар собирают, но и переносят пыльцу на лапках. От такого дружного симбиоза и урожайность повышается.

Впрочем, к выбору пород Ларионовы подошли со знанием дела. «На придомовой пасеке мы разводим две породы пчёл, причем вполне миролюбивых. Первая — немецкая порода, мы её так и называем: «германка». Это самые мирные пчелы, хотя и с ними работать нужно с дымарём и в спецодежде. Ещё одна порода трудолюбивых и медоносных пчел – «карпатка», — поделилась опытом пчеловод.

Вспомнила Надежда Петровна, как в 2011 году она и ее супруг Александр Геннадьевич только решили самостоятельно заняться пчеловодством. И хоть за плечами был опыт – несколько лет Надежда помогала отцу управляться с пасекой, — но всё-таки не с первого раза сложилась у них с пчелами дружба. «Два раза мы покупали специальные пчелопакеты-ящики. Не хотели пчелы разводиться», — посетовала она. Но Ларионовы не унывали, пусть первый блин, как говорится, и вышел комом: «Я ведь потомственный пчеловод, да и родителям мы с мужем помогали, — неужто не справимся?».

Житие-бытие полосатых тружениц

И ведь справились же, хотя и пришлось постараться. Поддерживать жизнь в ульях, чтобы пчелы не разлетелись в поисках лучшей жизни, непросто. Поэтому каждое время года для Ларионовых наполнено заботами. Осенью начинается подготовка к зимовке пчел в мшанике: пчеловоды проверяют количество корма в ульях и снимают рамки, в которые насекомые закладывают запасы мёда. Остаются лишь гнездовые рамки с кормовым мёдом. «Многие считают, что зимой пчёлы спят, но это далеко не так. Они собираются в кучу вокруг матки и постоянно меняются местами друг с другом, чтобы не замерзнуть», — рассказывает Надежда Петровна. Снаружи в это время слышно лишь тихое жужжание. В это время матка не откладывает яйца, потому как зимой потомство нечем кормить и вся пчелиная братия поедает запасы меда, оставленные заботливыми хозяевами…

Летом идет откачка мёда (только в этом году Ларионовы уже три раза качали). Вообще лето для пчел и пчеловода — особая пора, причем это касается не только медосбора. Нужно следить за тем, чтобы в ульях одновременно не появились две матки. Иначе пчёлы перейдут в роевое состояние и начнут строить, к примеру, на ветке дерева маточники для новой королевы: «Если проглядишь, потом снимать с ветки придется и пересаживать рой в новый дом». Но всё же основные работы пасечников начинаются с пробуждением природы и началом первого цветения — весной. В это же время просыпаются и пчёлы.

Сначала насекомые чистят своё жилище от подмора — тел погибших товарищей, а затем отправляются в свой первый полёт. Что интересно, продолжительность жизни пчелы не так велика, как казалось бы. «Они живут около 40 дней всего», — говорит Надежда Ларионова. И за это время пчелка приносит в улей примерно одну столовую ложку нектара. «У пчел почти всё как у людей устроено. Есть пчелы, которые воду в улей носят. Есть те, которые нектар добывают. А ещё есть приемщики нектара, сторожа и няньки», — рассказывает пасечница о пчелином быте.

Кроме того, пчёлам свойственно болеть, и после зимы они особенно уязвимы, поэтому приходится делать обработку с помощью специальных препаратов. Нельзя исключать и интоксикацию. «В этом году у нас четыре пчелосемейства погибли. Может, отравились чем-то», — поведала пчеловод. Надежда Петровна никого не винит, лишь вздыхает: «Жалко, конечно…».

Как пчелы трудились…

Образование Надежды Петровны совсем никак не связано с отраслью сельского хозяйства. В своё время она окончила Кемеровский строительный техникум, а вернувшись обратно, в Чкаловский, устроилась в местный совхоз техником-строителем. При её непосредственном участии завершились отделочные работы в местной школе. Руководила она и строительством домов по улице Весенняя. «Мы не только жилые дома в родном поселке строили, но и в Новопокасьме, и в Ракитном. А ещё ремонтировали по району пионерские лагеря. В общем, трудились с утра до вечера, как те пчелки», — с улыбкой на лице вспоминает она.

А ведь профессия Надежды Ларионовой, в самом деле, в чем-то перекликается с её нынешним увлечением. Пчелы — они по своей натуре тоже строители. Вся их жизнь неотделима от сот, которые они неустанно лепят из воска. Процесс этот трудоёмкий и по пчелиным меркам довольно долгий. Каждая пчела, строя ячейку, выполняет сразу несколько ролей, в том числе архитектора и прораба. Может и нам, людям, есть чему у этих маленьких тружениц поучиться. Хотя бы чему-то элементарному, как грамотно построить…

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото автора.

Советы пчеловода о том, как определить хороший мёд.

Натуральный мёд должен скатываться лесенкой, то есть образовывать ступеньки. Чтобы это проверить, нужно взять ложку мёда и наклонить её. Если мёд тянется ровной струйкой и складывается, образуя горку, — значит, перед вами натуральный продукт. Ненастоящий мёд капает с ложки и быстро растекается. А ещё натуральный мёд — довольно тяжелый продукт. В литровую банку должно помещаться не менее полутора килограммов. Мёд на сахаре и с примесями весит значительно легче.

Добавить комментарий