В саду Николая и Елены Красниковых столько цветов, что и не счесть. Глаз не отвести ни от разноцветной эхинацеи, ни от изящной петуньи, ни от яркой гвоздики. Цветы будто кланяются супругам за их верность друг другу и вообще за то, что прожили они вместе почти шестьдесят долгих и счастливых лет.
Скажу честно, что в гости к Красниковым ехала больше за тем, чтобы полюбоваться их цветущими клумбами и разузнать о секретах благоухающих цветников. Шутка ли, на двоих супругам без малого 167 лет, а их двор и по сей день выглядит так, будто с обложки журнала. Разговор получился общим и оживленным. Вспомнили и молодые годы, поностальгировали и о тех временах, когда госплемзавод «Ленинск-Кузнецкий» «выдавал на-гора» высокие показатели. В итоге вышла исключительно человеческая история двух любящих друг друга, а также своих детей и родной край людей.
С тех самых пор, как Николай познакомился с очаровательной девушкой Еленой, прошло без малого 59 лет. Жизнь её на тот момент состояла из работы в фельдшерско-акушерском пункте и заботы о жителях (в основном, это были чуваши) поселка Пушкино, который располагается на просторах Прокопьевского района. У него за плечами — опыт механизаторской работы в Бурлаковском совхозе и активная деятельность секретаря в местной комсомольской организации. В общем, завидная партия.
Но так уж сложилась судьба, что Николай, однажды увидев Елену, так и не смог её позабыть. По сердцу девушка пришлась, причем настолько, что зимой, в лютую стужу, в буран, мчался он из Бурлаков до Пушкино на лыжах больше десяти километров, чтобы увидеть свою ненаглядную. «Скажите, если не секрет, почему вас тянуло к Елене Ивановне?» — спрашиваю я. Прежде чем ответить на мой вопрос, Николай Иванович, прищурив глаза, лукаво улыбнулся, а потом, пристально посмотрев на супругу, сказал: «Городская она была. Красивая, умная. Таких в округе больше не было!». Впрочем, Елена Ивановна даже спустя годы не растеряла своего очарования и привлекательности, и, судя по взгляду супруга, он это подмечает.
В Подгорное бывшие прокопчане Красниковы перебрались уже в 1969-м году. К тому времени у них уже появилась на свет дочь Галина, первенец. Для специалистов такого уровня — а к тому моменту Николай Иванович окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт — быстро нашлись и работа, и жильё. Глава семейства устроился на госплемзавод «Ленинск-Кузнецкий». «Посчастливилось мне работать в те времена, когда госплемзавод — а был он в те годы союзного подчинения — руководил заслуженный ветврач Антон Дмитриевич Кравченко. Он был замечательным человеком, знающим толк в своём деле, скажу я вам. Во времена его руководства племзавод занимался разведением крупнорогатого скота, работал и свинокомплекс», — вспоминает Николай Иванович, который благодаря своим стараниям смог дослужился до должности главного инженера. Рассказал он и том, что племзавод никогда не чурался рационализаторских идей: «В своё время мы активно занимались механизацией процесса: установили так называемую раздачу кормов на рельсах, автопоилки для крупного рогатого скота. Строили витаминные сушилки, кормокухни, работали и с грануляторами — всего и не перечесть». Немаловажная вещь: именно в середине 70-х благодаря совместному труду агрономов, механизаторов и простых тружеников госплемзавод добился больших успехов, причем в самых разных направлениях, в том числе и в выращивании крупнорогатого скота.
Елену Ивановну, медика по образованию, пригласили работать медсестрой в детский сад, где были открыты четыре группы, в каждой из них занимались около 30 ребят. Детскому саду она посвятит больше 30 лет своей трудовой жизни. «Так что нас, без преувеличения, можно называть местными старожилами», — улыбаясь, говорят супруги.
Рассказали Красниковы и о тех временах, когда на улице Школьная, которая нынче растянулась почти на всё село, и домов-то почти не было — всё больше пустырь. Лишь на горе, на отшибе, возвышались несколько небольших изб. Строительный бум пришёлся на начало 80-х. За год, вспоминают супруги, в эксплуатацию могли ввести примерно до 20 квартир. Только успевай отмечать новоселье! Работать на госплемзаводе, как говорят нынче, было престижно, а потому, частенько выходя на улицу, ранним утром можно было видеть такую картину: «людская река» текла в сторону племзавода. «Народу столько на работу шло, что и не протолкнуться было, — смеётся Николай Иванович. — У нас ведь несколько ферм было, где трудились порядка 500 человек. И это только рабочие были. Так что можете себе представить объемы».
«После тяжелого трудового дня, наверное, и сил на собственное хозяйство не оставалось?» — интересуюсь я. Оказалось, что нет! Времени на то, чтобы уставать, у Красниковых попросту не было. Большое хозяйство: три коровы, огород и благоухающие на всю округу цветочные оранжереи — всё это требовало к себе особого внимания. Уж что-что, а цветы выращивать Елена Ивановна умеет и любит, причём занимается она ими и по сей день, даже невзирая на свой почтенный возраст. А с благоустройством в свободное от рыбалки и походов в лес время ей помогает супруг. То плетеную ограду для цветника смастерит, то выложит из камней небольшие стенки. Конечно, такого обилия и разнообразия в цветах давно уж нет, но сортов 15 на клумбах все же прижились: пионы, лилии, тюльпаны, петуньи, бархатцы, гвоздики, гиацинты цветут на радость гостям и хозяевам гостеприимного дома.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.