Уникальный храм Покрова Пресвятой Богородицы на шахте «Сибирская» в посёлке Красногорский Полысаевского городского округа практически сразу  после открытия стали называть ещё одной жемчужиной Кузбасса. И это неудивительно. Едва завидев издалека купола храма и его контуры, ты перестаёшь верить своим глазам и тому, что находишься где-то невдалеке от провинциального сибирского городка, а не в одном из известнейших культурных центров мира. По признанию многих из наших земляков, кто уже побывал в  храме, а раньше путешествовал по Санкт-Петербургу, в их памяти сразу всплывают архитектурные ансамбли культурной столицы России.  

 

«Не верю!»

Впервые на территории нового храма я оказалась тёплым летним вечером. Привели меня туда фотографии его внутреннего убранства, которые я увидела в Интернете. Снимков самого здания не было, да и в комментариях слишком часто сквозила легендарная фраза «Не верю!» знаменитого отечественного театрального режиссёра и реформатора Константина Станиславского. Всё это заинтересовало меня настолько, что в тот же день я отправилась в Красногорский.

То, что увидела с огромной парковки, которую отделяет от самого храма, несколько сот метров, меня по-настоящему очаровало. Сразу за ограждением  парковки начинались выложенные плиткой дорожки, цветники и газоны, чуть поодаль на фоне ярко-синего неба вырисовывались башенки с куполами, увенчанными крестами.  Спешащее спрятаться за горизонт солнце золотило стены здания, и от этого они, за день вобравшие в себя его свет, казалось, сами источали в атмосферу невидимые, но вполне осязаемые лучи тепла…

Налюбовавшись красотой и совершенством архитектурных форм храма с  одной стороны, я пошла вокруг него (для посещений он был тогда ещё закрыт). Это место мне было хорошо знакомо. Когда-то здесь, в общежитии, которое отделяла от здания административно-бытового здания шахты «Кузнецкая» довольно большая площадь, жили близкие мне люди, и я довольно часто их навещала. Но в данный момент я находилась в полной дезориентации. Эта площадь изменилась до неузнаваемости. Кроме здания храма на ней находятся  детская игровая и спортивная площадки, просторная зона отдыха со скамьями и большими каменными вазонами, в которых благоухают крупные разноцветные петунии. А за стройной стеной молоденьких ёлочек я наконец-то разглядела и знакомые очертания общежития. Поверить в то, что это всё тот же заштатный окраинный посёлок, который я знала прежде, было действительно просто невозможно.

Очевидцы рождения храма на «Сибирской»

Как и  почему именно здесь был воздвигнут потрясающе красивый храм? Именно эти вопросы возникли тем августовским вечером в моей голове. Но, как оказалось впоследствии, найти на них ответы при всей их, на первый взгляд, очевидности будет не так просто. Единственная подсказка, на которую навело моё чутьё, крылась в том, что здание храма вплотную примыкает к зданию административно-бытового комбината шахты. Вот уже несколько лет она называется совсем иначе, чем раньше, — «Сибирская». Она заработала вновь после длительного простоя, и теперь в ней всё совсем по-другому, но горняки по-прежнему спускаются в её недра. И что интересно, сегодня среди них можно встретить  выросших и повзрослевших детей тех, кто выдавал из шахты уголь на-гора ещё в прошлом веке: жители окрестных посёлков и Полысаева трудились здесь когда-то целыми династиями…

Ниточку, которая привела меня к человеку, знающему ответы на мои вопросы, мне помог найти Его Величество Случай. Он свёл меня в Ленинске-Кузнецком с моей давней знакомой – директором полысаевской школы №32 Верой Пермяковой. Вера Валериевна преподаёт историю и вместе с детьми занимается краеведением. Эта школа находится в непосредственной близости от шахты «Сибирская», и два коллектива – школьный и шахтёрский – связывает давняя дружба.

Более того, именно в этой школе по инициативе её руководства с 2019 года реализуется проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Данная программа включает в себя внеурочную деятельность, направленную на формирование истинных духовных ценностей у детей разного возраста. Наряду с другими историческими, народными и патриотическими направлениями она содержит в себе основы православной культуры.  Поэтому неудивительно, что внимание и интерес к Божиему дому, который начали строить рядом с АБК шахты, в школе №32 были повышенными с момента закладки первого камня. С тех пор школьные краеведы бережно собирают сведения о возведении уникального православного храма и ведут его летопись.

Таким образом, часть необходимой информации о храме я получила от Веры Валериевны, а все подробности и тонкости узнала от настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Алексея Бузникова — с этим священнослужителем меня тоже познакомила Вера Валериевна.

Началом строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории шахты «Сибирская» официально называют дату 21 сентября 2020 года. В этот день, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, был заложен и освящён закладной камень в основание храма.

Чин освящения камня возглавил секретарь Кемеровской епархии протоиерей Дмитрий Мошкин. Ему сослужили настоятель строящегося храма – протоиерей Алексей Бузников, благочинный протоиерей II Ленинск-Кузнецкого благочиния Аркадий Рахов и клирики Дмитрий Владимиров и Игорь Вагайцев. На торжественной церемонии освящения присутствовали трудовой коллектив и руководство «Сибирской».

Решение о строительстве храма для работников шахты было принято её собственником. Как рассказывает настоятель храма иерей Алексей Бузников, владелец этого угольного предприятия – глубоко верующий православный христианин — одной из главных целей своей жизни считает миссионерство, которое помогает привести людей к православной вере.

Неоклассицизм, архаика и современные технологии

Возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы началось той же осенью. Он строился по проекту, автором которого стал талантливый архитектор Дмитрий Олегович Тонковид. Как отмечает отец Алексей, в разработке эскизного проекта самое непосредственное участие принимал также собственник шахты.

Разработан был проект в стилистике русского неоклассицизма – художественного направления в русском искусстве первой трети XX века. Согласно Википедии, представители данного направления ориентировались в своём творчестве на довольно широко понимаемую классику: искусство Древней Греции, Возрождение, русское и западноевропейское искусство XVIII – первой половины XIX  веков, русскую иконопись до XIX века, академический классицизм.  Неоклассицизм отличают наличие портиков, колонн, простых линий и чётких форм.   Быть может, именно поэтому полысаевский храм Покрова Пресвятой Богородицы сегодня многим напоминает архитектуру Санкт-Петербурга, при застройке которого наряду с другими стилями широко использовались классицизм, а на рубеже XIX и XX веков – и неоклассицизм.

Протоиерей Алексей Бузников стал очевидцем и самым непосредственным участником процесса возведения храма с самого первого дня. Он прибыл в Кузбасс 14 сентября 2020 года, 17 сентября получил указ правящего архиерея — митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха – о назначении настоятелем строящегося храма на шахте «Сибирская» и 21 сентября уже принял участие в освящении закладного камня. Таким образом, отцу Алексею известно о строительстве храма всё, включая даже самые мелкие детали.

Масштаб строительства был настолько впечатляющим, рассказывает настоятель, что на стройке одновременно работало много подрядных и субподрядных организаций. Согласованием всех решений по детальной доработке и внесению изменений в проект непосредственно на месте занимался Иван Павлович Петрик из кемеровской  компании – генерального проектировщика  ООО  «АКБ Архетип». Благодаря этому производилась увязка проектных решений общего характера и узкой технической направленности.

Каждым определённым видом работ, будь то возведение стен, куполов, облицовка и отделка фасадов, оформление внутреннего убранства храма, занималась определённая специализированная компания, имеющая серьёзный опыт работы в этой сфере. Генеральным подрядчиком выступило кемеровское ООО «Каменарь» — его рабочие и специалисты занимались устройством внутренних коммуникаций, общего контура облицовки стен и сводов интерьера.

В целом здание храма состоит из двух частей – это непосредственно помещение храма с главным входом и ведущая к нему галерея, которая начинается в том месте, где храм вплотную примыкает к зданию административно-бытового комбината шахты и имеется отдельный боковой вход. Во внутреннем оформлении храма и галереи использовались мозаика и роспись. Однако, хотя мозаичных деталей здесь довольно много, основную часть в оформлении стен занимает всё-таки роспись. Примечательно, что выполнена она не всем известным способом, когда иконописец расписывает стены и своды с помощью красок и кистей, взбираясь при этом на высокие леса, а с применением новых технологий. Живописные холсты расписывали заранее в московских мастерских ООО «РК «Вифания», после чего их натягивали на закреплённые в два слоя аквапанели — (прочный и долговечный строительный материал, который используется в качестве основания под любую финишную отделку внутри помещения. — Прим. автора).

На своде галереи представлены библейские сюжеты от сотворения мира до Рождества Христова согласно Ветхому Завету. В подкупольном пространстве храма  отражена история Нового Завета, начиная с Рождества Христова. Росписи очень гармонично дополняют мозаичные композиции, они выдержаны в архаике, характерной для древней константинопольской школы V-VI веков и вместе создают единое целое. Мозаичными работами занималось ООО «Домстрой».

Мрамор, камень и стеклофибробетон

Эти же компании – ООО «Домострой», ООО «РК «Вифания», а также иконописные мастерские Кемеровской епархии выполнили все работы по созданию рабочего проекта, изготовлению и монтажу икон, которые размещены на двухрядном иконостасе. Наряду с ним одно из главных мест в храме занимает импровизированная Голгофа – так называется священное место, где, как сказано в Новом Завете, был распят Иисус Христос. Венчает Голгофу скульптурная композиция «Распятие». Её разработала творческая группа под руководством  известного советского и российского скульптура академика Салавата Александровича Щербакова. Под Голгофой находится небольшая пещера, подобная главной святыне христианского мира – гробнице в скале, где было погребено тело Иисуса Христа после распятия, которая находится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

Как уточняет настоятель храма, данная Голгофа является уникальным сооружением. «Голгофы в таком исполнении нет не только в Кузбассе, но и, насколько я знаю, вообще нигде в мире», — говорит он.

Разнообразны также и материалы, из которых состоит отделка внутренних помещений и самого здания храма. Так, скульптура «Распятие» выполнена из цветного мрамора. Мраморные же  жертвенник, престол, горнее место и облачальное место, 14 высокохудожественных напольных киотов, 12 из которых украшают галерею. Они были изготовлены силами нескольких производственных компаний под началом ООО «РК «Вифания». Интерьеры храма, комплекс Голгофа, пилястры, колонны, комплекс иконостаса  выполнены в основном из камня Rosso Alicante и Sunny Dark. Каменные полы — в технике флорентийской мозаики с многосложными многоцветными розетками.

Для отделки здания использовался стеклофибробетон – композит на базе традиционного бетона, армированный стеклянной фиброй. Этот современный материал не подвержен коррозии, обладает повышенной прочностью, значительно легче аналогичных железобетонных конструкций.

Колокола храма с системой «Электронный звонарь» были отлиты и собраны на колокольне собора московским колокольным заводом «Литэкс».
Престольные праздники и будни нового храма

Завершилось строительство храма спустя ровно три года. Всё это время службы ежедневно проводились в рядом расположенном домовом храме. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2023 года, в новом храме впервые отмечали престольный праздник. Божественную литургию возглавил глава Кузбасской митрополии владыка Аристарх. Ему сослужили епископы и духовенство всех трёх епархий митрополии. Архиереи вознесли молитвы о благополучии Кузбасса и мире в нашем Отечестве, о созидателях и благоукрасителях вновь построенного храма. Затем были совершены праздничный молебен и крестный ход.

«Мы ждали Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма, но он не смог приехать, — вспоминает протоиерей Алексей Бузников. –  И всё же мы не теряем надежду, что Святейший к нам всё-таки приедет».

А в Крещенский сочельник Высокопреосвященнейший Аристарх побывал в храме Покрова Пресвятой Богородицы вместе с гостем из города Горловка Донецкой Народной Республики – митрополитом Горловским и Славянским Митрофаном. Они приняли участие в Божественной литургии, в этот день в храме прошло богослужение с чином освящения воды.

В обычные будние и выходные дни богослужения проходят в храмах ежедневно, и поскольку община при храме создавалась как производственная, эти богослужения напрямую связаны с регламентом работы шахты. Согласно трёхсменному графику её работы, они проводятся в 7.00, 15.00 и 23.00. Все остальные богослужения проходят по часам в соответствии с суточным  богослужебным кругом. Принять в них участие может любой желающий — вход в храм свободный. Также туда приглашают и певчих, а узнать о подробностях данного предложения можно в самом храме.

Мне же осталось лишь добавить, что полысаевская жемчужина уже сегодня стала местом паломничества для многих жителей Кузбасса. Группами и поодиночке они едут сюда со всех концов Кузбасса, чтобы восхититься красотой храма, помолиться в нём и обрести ту Божью благодать, в которой, не сомневаюсь, нуждаются все, кому присущи чувства надежды, веры и любви ко всему ближнему. Независимо от того, считает ли он себя человеком воцерковлённым или просто старается жить по совести и чести.

Наталья Артёмкина.

Фото автора.

P. S. Выражаю огромную благодарность Вере Валериевне Пермяковой и протоиерею Алексею Бузникову за информационную поддержку в подготовке данной публикации.

 

Добавить комментарий