Кажется, ещё вчера ночное небо разрывали огни новогодних фейерверков, а сегодня на дворе уже февраль. Вместе с этим закончился и один из самых трудных месяцев в году для Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Ленинск-Кузнецкого муниципального округа. Пока народ отмечает все январские праздники, у сотрудников этой службы хватает своих «конфетти» в виде большого количества звонков и «хлопушек», одна из которых «выстрелила» напоследок в самом конце месяца…

Если кому-то помощь нужна…

По информации руководства ЕДДС  округа, с начала 2024 года в ЕДДС поступило более 1000 обращений от жителей муниципального округа. Это в два раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Увеличение числа обращений связано с неблагоприятной, резко меняющейся нынешней зимой ветреной погодой, которая нередко приводила к отключениям электроэнергии.

В целом же, как говорит начальник ЕДДС Елена Николаевна Жукова, сегодня, пожалуй, нет ни одного жителя округа, который хотя бы раз не обращался к работникам диспетчерской службы. И действительно, несмотря на то что «возраст» ЕДДС округа ещё совсем мал – в ноябре этого года она отметит своё 15-летие, — номер телефона 3-05-02 хорошо известен жителям всех населённых пунктов района. Фактически с самого начала своего существования служба, созданная с целью реагирования на угрозу и возникновение чрезвычайных ситуаций, стала пользоваться у селян большой, образно выражаясь, популярностью.  При этом и тогда, и сейчас наиболее задаваемыми вопросами были и остаются те, что связаны с качеством услуг, оказываемых ресурсоснабжающими и управляющими компаниями, и, соответственно, касаются таких сфер жизнеобеспечения, как водо-, тепло-, энергоснабжение, очистка дорог, вывоз твёрдых коммунальных отходов, уличное освещение, разного рода ремонтные работы.

А несколько позже в ЕДДС округа была интегрирована и «Система 112» — государственная информационная система, обеспечивающая вызов экстренных служб по единому номеру на всей на территории Российской Федерации.

Как показывает статистика, в среднем в течение суток ЕДДС нашего муниципального  округа обрабатывает до 50-ти обращений и больше. Но такие напряжённые дежурства, когда количество звонков зашкаливает, по словам Елены Николаевны, случаются нечасто. «Весной и летом, когда возможны подтопления домовладений, ландшафтные и лесные пожары, горящие несанкционированные свалки, дачи и бани, сухая трава по границам населённых пунктов, недостаточное давление в системах водоснабжения, звонков больше, — рассказывает Елена Николаевна. – Зимой количество обращений увеличивается, если происходят снежные заносы, гололедица и автомобильные аварии, чрезмерные нагрузки на системы энергоснабжения, аварии на объектах ЖКХ».

Звонок на «112»: как это работает?

К сожалению, нередко бывают и такие звонки, когда на том конце «провода» бьют тревогу: с человеком случилась или может случиться беда. Пожар, ДТП, потерявшийся в лесу грибник или рыбак… В любой из этих ситуаций родные и близкие люди или очевидцы чрезвычайного происшествия первым делом начинают звонить по номеру «112».

«У многих возникает закономерный вопрос: зачем нужна дополнительная служба, если уже давно существуют и работают номера экстренных служб «01», «02», «03»? Сделано это с целью удобства обращения граждан на единый экстренный номер, чтобы в ситуации ЧП они не теряли время на раздумья о том, в какую именно службу нужно звонить. При этом единый номер «112» работает как со стационарных телефонов, так и любых сотовых телефонов даже в случае отсутствия средств на счёте или отсутствия в них SIM-карты. По этому  номеру специалист принимает вызовы по ситуациям, требующим незамедлительного реагирования, — это пожары, наводнения, обрушения, аварии с автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, происшествия экологического характера, правонарушения и обнаружение подозрительных предметов, боеприпасов, — поясняет Елена Николаевна и рассказывает  порядок действий после приёма звонка по «Системе 112»: — Специалист принимает вызов, создаёт ситуационную карточку и отправляет её в соответствующую экстренную  службу. Практически обо всех событиях ЕДДС информирует  руководящий состав муниципального округа, правоохранительные и надзорные органы, а в некоторых случаях и спецслужбы».

Кстати говоря, звонки по «Системе 112» могут поступать не только из нашего муниципального округа, но и с других территорий — из городов Кемерово и Гурьевск, Промышленновского и Крапивинского районов и т. д. И все они тоже находятся в работе у наших дежурных.

То происшествие, которое случилось «под занавес» января, непосредственно к одной из перечисленных ситуаций отнести, вроде как, нельзя. Но люди нуждались в помощи, в которой им отказывали все, к кому самостоятельно обращались, и только благодаря звонку на «112» они её получили.

29 января по «Системе 112»  поступил вызов о том, что на трассе «Кемерово – Новокузнецк», в районе посёлка Новый у водителя легкового автомобиля  закончился бензин в баке. В машине находились пять человек, и они пытались попросить о помощи водителей машин, которые проезжали мимо, но никто из них не остановился. Обратились за помощью в службу «112»,  оперативный дежурный предоставил им номер телефона техпомощи, но, поскольку эту услугу оказывают там платно, водитель и пассажиры от неё отказались. Тогда оперативный дежурный обратился за помощью в МЧС – 7-й пожарно-спасательный отряд (г. Ленинск-Кузнецкий). Сотрудники отряда выехали на место, согрели пострадавших в своей машине, пока один из пассажиров съездил в город за бензином, после чего все пятеро поехали в Новокузнецк, куда они и держали путь.

«Железные нервы – и так ежедневно!»

Благодаря именно таким вот случаям во всей полноте раскрываются не только профессионализм сотрудников ЕДДС, но и их человеческие качества. Несомненно, накладывает свой отпечаток на их образ мышления и жизни и специфика работы, а потому для каждого из них – вернее, для каждой, потому что коллектив состоит исключительно из женщин, — незыблемо правило: никогда не оставлять человека наедине со своей проблемой. Вот, звонит, к примеру, на «112» бабушка и говорит, что внучку потеряла или та по телефону ей не отвечает. Оперативные дежурные непременно постараются дозвониться до той самой внучки — уже по совсем другим каналам связи — и попросить её связаться с  бабулей, чтобы та успокоилась.

Как говорят оперативный дежурный ЕДДС Ирина Николаевна Коршунова и оператор «Системы 112» Татьяна Карловна Кениг, если вызов не ложный, то они предпримут всё, что в их силах, чтобы не оставить позвонивших без внимания. Этим сотрудницам ЕДДС, как и другим (всего в коллективе трудятся 11 человек), не позавидуешь. Все 24 часа, в течение которых длится смена, они с наушниками и микрофоном сидят на своих рабочих местах в окружении восьми компьютеров. По одному из них на связь с ними в любую минуту может выйти руководство МЧС. Для такой работы требуются железные нервы, недюжинная стрессоустойчивость, умение быстро принять правильное решение и поднять на ноги экстренные службы, которые и вызволят из беды, и помогут спасти жизнь.

Вот очень жаль только, что очень многие из наших земляков этого не понимают: ложные звонки в ЕДДС, увы, не редкость, говорят специалисты. «Развлекаются» таким образом дети. Звонят психически неуравновешенные люди. Интересуются, к примеру, тем, куда обращаться в случае утери SIM-карты,   иные взрослые.  И этот перечень можно продолжать и продолжать.

Конечно же, в такой момент никому в голову не приходит, что именно сейчас кто-то может остро нуждаться в реальной помощи, а кому-то связаться с этой службой просто жизненно необходимо. К счастью для этих людей, в ЕДДС к таким звонкам всегда готовы. Как и к тому, чтобы мгновенно и безошибочно набрать нужный номер.

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

Добавить комментарий