Мороз на этой неделе стоит лютый. Жизнь, кажется, полностью замерла, и ни одно существо, обитающее в тепле, и носа не высовывает на улицу, за исключением случаев крайней необходимости. Но в небольшом жарко натопленном домике на территории храма в честь иконы Божией Матери Одигитрии, что находится в посёлке Демьяновка, жизнь, наоборот, кипит. Вот и в день моего приезда туда, 12 декабря, там многолюдно. С большой радостью и теплотой в душе и сердце дружная компания демьяновцев снимает со станка свою первую — «юбилейную» — маскировочную сеть для наших ребят, воюющих на фронтах специальной военной операции.

 

Урок истории

Всё началось практически вместе с СВО. Жители посёлка сразу же включились в сбор гуманитарной помощи для российских военнослужащих и жителей Донбасса. Посылки уходили целыми партиями, но в сознании некоторых людей всё отчётливее формировалась мысль о том, что этого мало.

Логика была проста и предельно ясна: там, далеко, — фронт, здесь, у нас, — тыл. Всё, как в 1941-1945 годах прошлого века, когда жители всех сёл и деревень нашего района каждый день не только ежедневно работали не покладая рук, но и вязали после этого носки и варежки, шили кисеты и делали для фронтовиков многое другое, а также собирали посылки с продуктами и деньги на самолёты и танки для Красной армии. Справка для молодого поколения: это не выдумка автора данной публикации — данные факты подтверждены документально и отражены в хрониках того времени.

Первым из всерьёз задумавшихся демьяновцев «дозрел» Сергей Куксов, руководитель местного отделения Кемеровской областной общественной организации «Ветераны-пограничники». Он предложил заняться реальными делами, которые набирали обороты по всей стране, — плетением камуфляжных сетей, изготовлением подручных расходных материалов для госпиталей и т. д. Идею Сергея Куксова подхватил районный Совет отцов, который возглавляет демьяновец Александр Попов, руководитель ДЮСШ района.

Так  в октябре в одном из мессенджеров была создана группа под названием «Помощь СВО от жителей пос. Демьяновка». Александр Викторович стал администратором группы и координатором всех её действий. Сегодня в состав группы входят более 180-ти человек,  и это не только демьяновцы. В группе есть горожане из г. Ленинска-Кузнецкого, Полысаево и жители других населённых пунктов. Словом, все те неравнодушные, которые не могут ждать победу, сидя на диване и сложив руки.

 «Вместе с тобою мы сможем всё!»

«В группе мы сразу кинули клич о финансовой и любой другой помощи нашим военным, через Совет отцов к нам подключились драчёнинские жители, и дело пошло», — рассказывает Александр Викторович и признаётся, что самые первые шаги были очень трудными. Но это ведь вполне нормально: когда берёшься за совершенно незнакомое дело, да ещё в таком масштабе, голова пойдёт кругом у любого. Но все, кто занимается волонтёрством, — настоящие единомышленники, а потому уже давно набившие на собственном опыте шишки всегда подскажут новичкам, с чего начать, куда обратиться, где закупить материалы подешевле и т. д. По отзывам демьяновцев, своими советами  и мастер-классами по плетению масксетей им очень помогли добровольцы из сёл Ариничево, Красное, Шабаново, посёлка Плотниково соседнего Промышленновского района. Серьёзное содействие оказала группа «Мы – русские. С нами Бог!», созданная при храме преподобного Сергия Радонежского в Ленинске-Кузнецком и объединившая в своих рядах сотни жителей этого города, соседнего Полысаево и нескольких населённых пунктов района.

Обо всех их Александр Викторович отзывается с большой благодарностью, но перечислить в этой публикации все имена и фамилии людей, причастных к движению, которое уже можно назвать народным, просто нереально. Поэтому я заранее прошу у всех прощения за то, что озвучу  лишь некоторые из них и названия предприятий и учреждений.

Есть за спиной надёжный тыл…

Кажется, это было всего лишь два месяца назад, но масштаб того, что уже сделано, впечатляет. К организации «производственного» процесса демьяновцы подошли очень ответственно. Форпостом для сбора и отправки гуманитарной помощи стало местное здание ДЮСШ, все сотрудники которой автоматически влились в ряды самых активных участников. Здесь же обосновался пункт по изготовлению хирургических марлевых салфеток, пелёнок и простынок – расходного материала, который так востребован в военно-полевых госпиталях. Если мне сейчас кто-то по своему незнанию возразит, что это, по меньшей мере,  несерьёзно (мол, что общего между  стерильностью госпитальных операционных и салфетками, нарезанными и сложенными вручную в домашних условиях?), сразу кое-что поясню.

Военно-полевой госпиталь – это совсем не то, что рисуется при этих словах в нашем воображении. Функцию этого «учреждения» выполняет всё что угодно: подземный блиндаж, бывший когда-то жилым дом; просторная военная палатка; любое, даже полуразрушенное, здание с крышей. Главное, чтобы они находились как можно ближе к линии соприкосновения, чтобы доставленным с неё раненым бойцам можно было оказать первую помощь, а для тяжелораненых — сделать всё возможное и невозможное для спасения их жизни и отправки дальше, в тыл, где за них будут бороться уже  в тех самых стерильных операционных.

Всё это я узнала из видео, снятых в реальных условиях. Они есть  в чате белгородской волонтёрской организации, вплотную приближенной к прифронтовой полосе. В своих рядах она объединила уже порядка 40 тысяч добровольцев из всех регионов России и, в том числе,  теперь и жителей из далёкой кузбасской Демьяновки. Так вот, в этой же самой группе, которая профессионально специализируется на медицинской помощи, обращение с просьбой изготовить хирургические марлевые салфетки (впоследствии они, конечно же, проходят необходимую санобработку) – одно из самых часто повторяемых.

12 декабря за изготовлением салфеток в ДЮСШ я застала Надежду Кузнецову, Анжелику Лопатину, Татьяну Федякшину и Наталью Попову. Не отвлекаясь от работы, женщины рассказали мне, что в это дело, как и в шитьё пелёнок и простынок, вовлечены десятки их землячек. Они забирают в ДЮСШ материал, получают «домашнее задание» и выполняют его дома. В их число входят уже не только все желающие жительницы посёлка, но и целые коллективы — детского сада, Дома культуры, насосно-фильтровальной станции.

Непосредственно в ДЮСШ собирается и пакуется для отправки и вся «гуманитарка»: предметы личной гигиены и нательное бельё, продовольствие с длительным сроком хранения и подарки к Новому году, носки, детские письма-открытки и «медицина» — так на языке волонтёров называется всё, что требуется для первичного оказания медицинской помощи, начиная с поля боя. Все перечисленные  вещи и продукты питания частично приносят сами демьяновцы, но основной объём закупается силами группы на собранные ею средства. Кстати, отчёты о поступлении и расходовании средств в группе ведутся с учётом каждой копеечки, все они подтверждаются банковскими копиями и фотографиями чеков.

Под крылом Путеводительницы

В здании ДЮСШ выполняется и одна из самых сложных подготовительных операций для плетения маскировочных сетей – оплётка основы будущей сети шнуром. Её выполняет Игорь Миньков, и, несмотря на большой размер сети — три на шесть метров, — он приловчился делать это в одиночку.

Однако непосредственно для плетения сетей места в ДЮСШ уже не нашлось, и к его поиску демьяновцы тоже подошли основательно. Подходящий вариант нашёлся довольно быстро – это домик для священника на территории местного храма. Было ли это простым совпадением или промыслом Божьим, не нам, конечно, судить, но позволю себе озвучить здесь пару собственных наблюдений. Во-первых, в числе участников демьяновской группы поддержки СВО много прихожан этого храма. Во-вторых, имя «Одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница». Вот такие совпадения…

Но вернёмся к нашему повествованию. К тому времени, когда в доме решено было организовать производство по плетению сетей, он пустовал уже три года. Последствия этого понятны любому селянину, но людей упорных и настойчивых в достижении поставленных перед собой целей подобные  обстоятельства вряд ли остановят. Сварщик Иван Кобер отремонтировал размороженную систему отопления. Олег Хомченко и Сергей Гриценко выполнили необходимые столярные работы. Группа женщин всё отмыла и навела порядок изнутри. Валерий Базаров с помощью своих умелых рук и смекалки изготовил из подручных материалов станок для резки материала на заготовки. Сергей Куксов и Геннадий Безгин смастерили два приспособления для плетения сетей. Геннадий Петрович попутно организовал здесь «свечной заводик» — он уже отлил порядка трёхсот блиндажных свечей. Они же с Сергеем Алексеевичем стали и нештатными истопниками. Кочегарят печь в доме с шести утра так, что к обеду в любой мороз в нём уже собираются женщины. В тот день, 12 декабря, их было одиннадцать. Это, как мне рассказали сами замечательные селянки, основной костяк. В разные дни их бывает человека на три-четыре больше или меньше. Работают они фактически ежедневно, по три-четыре часа.  На мой вопрос, зачем и почему они это делают, мгновенно посыпалась масса ответов. «А мы по-другому не можем!». «Скорее победить, чтобы остались все наши живы!». «Чтобы и подкормить, и утеплить, и от врага своих прикрыть!». «Мы же все мамы и папы, и у нас отцы и деды в Отечественную воевали…».

Женщины разговаривали со мной, а их руки продолжали заполнять свободные ячейки двух сетей, которые они плетут по разным схемам. Благодаря этому через несколько минут мне посчастливилось стать свидетелем примечательного события: была закончена десятая по счёту сеть. И это всего лишь за какие-то несколько недель с тех пор, как женщины едва начали постигать азы этого искусства!

Более того, как добавляет в нашем разговоре Александр Викторович, большинство из этих теперь уже мастеров успевают и салфетки складывать, и пелёнки шить, и мёд-варенье в контейнеры фасовать, и коробки упаковывать. Жаль только, приходит мне в этот момент в голову мысль, что здесь и сейчас в этом домике нет молодёжи. Все женщины, за исключением одной молоденькой девушки, — пенсионерки. Разница между ними лишь в том, что кто-то всё ещё продолжает трудиться, а кто-то уже полностью перешёл на «заслуженный отдых». И тут, как говорится, комментарии уже излишни…

«А ты записался добровольцем?»

Сегодня в активе группы — две отправки груза в зону СВО, а из крохотных ручейков денежных пожертвований на дело нашей всеобщей победы постепенно начала образовываться речка. Пока небольшая, но есть надежда на то, что вскоре станет она широкой и полноводной. В настоящее время, когда демьяновцы спешат собрать и подготовить к отправке ещё и новогодние подарки, немалые финансовые вливания в неё сделали  сельхозпредприятия и индивидуальные предприниматели: ООО «Весна»; ПК «Нива»; ООО «Бойлик»; фермеры П.В. Игонин, С.В. Печерин, С.В. Тимченко, В.П. Бабичев, Ф.Д. Санталов, Ю.А. Глазков…

По моему мнению, такое стремление означает не что иное, как людское прозрение и осознание того, что наши бойцы очень нуждаются в поддержке, в тепле и участии тех, кого оставили в тылу. Насколько остро ребята их ощущают, мы тоже знаем — по коротким, но таким благодарным видеовесточкам с фронта, которые они ухитряются снимать даже в самых тяжёлых условиях.

Ну а если кто-то думает, что удастся отсидеться в стороне, — это я, конечно, в большей степени о молодых, — не удастся! Вряд ли у нас остались семьи, которые так или иначе не связаны с воюющими на передовой. И рано или поздно придёт то время, когда дети-внуки спросят и у них: «А что ты сделал для нашей победы в СВО?..».

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

P. S. В настоящее время демьяновская группа поддержки СВО нашла несколько каналов для адресной доставки посылок своим землякам. Уже следующая отправка, которая состоится сегодня-завтра, предназначена конкретно для них. Надеюсь, адресаты успеют получить подарки к Новому году. А демьяновцы будут ждать обратной связи и готовить очередную партию «гуманитарки».

Добавить комментарий