Этот железнодорожный переезд, известный в народе как Егозовский, хорошо знаком каждому из жителей района, да и города тоже. Уверена, каждому из нас неоднократно приходилось сидеть перед ним в своём автомобиле, чертыхаясь и с тоской глядя на часы, когда опустившийся перед носом шлагбаум или хвост огромной вереницы машин надёжно запирал дальнейший путь…

Знакомая картина, не правда ли? И ведь далеко не всегда причиной такой незапланированной остановки бывает, к примеру, товарняк с бесконечным количеством вагонов. Нередко путь машинам преграждают люди в оранжевых жилетах с рабочим инструментом в руках. «Ну вот что они там постоянно ковыряются? —  порой с отчаянием, когда катастрофически уже опаздываю на какой-то выезд, думаю я в такие моменты. – И на той неделе что-то делали, и вчера, и сегодня…».

Но теперь я знаю ответ на свой вопрос по поводу того, сколько можно наводить порядок на этом, в сущности, небольшом клочке земли с проложенными по нему рельсами. Звучит он так: «Всегда!». А услышала я его от Игоря Васильевича Капитулы, бригадира по текущему содержанию путей. Более того, встретившись с ним неподалёку от одного из полустанков Беловского участка дистанции пути, я смогла побывать в шкуре всех его коллег. Совсем чуть-чуть, конечно, с ручкой и ежедневником в руках, а не с рабочим инструментом монтёров-путейцев, занимающихся тяжёлым физическим трудом. Но и этого мне вполне хватило, чтобы ощутить все его «прелести» под палящим солнцем, лучи которого в тот день несли на землю обжигающий зной…

А ещё ведь у нас бывает лютая январская стужа,  пронизывающий до костей шквальный ветер, проливной дождь и всякие другие неприятные природные явления… И противостоят путейцы непогоде не просто так, а с кувалдой, ломом, лапой для выдёргивания костылей в руках: полученное задание должно быть неукоснительно выполнено в любых условиях.  Это какую же крепость тела и духа надо иметь, чтобы работать в таких условиях годами, десятилетиями, как это делают Игорь Васильевич и его товарищи по бригаде — Анатолий Саватеев, Павел Рязанцев, Олег Саяпин, Гарик Куранян, Рустам Кадыров, Алексей и Александр Гимаджиевы. Они пришли работать на железную дорогу в труднейшие 90-е, рассказывает бригадир, когда все практически все предприятия в округе перестали выплачивать зарплату деньгами, а здесь их давали. «Как пришли в разруху, так и «заякорились», — говорит он. Однако с тех пор многое изменилось, но мужчины, большинство из которых и живёт в одном посёлке – в Восходящем, так и остались на своих рабочих местах.

К примеру, сам Игорь Капитула на «железке» — с 1994 года. В то время он был совсем ещё молодым. Выросший в посёлке Горняк парень, вернувшись после службы в армии домой, пытался поискать счастья в городе – сначала на заводе «Кузбассэлемент», потом в ПАТП. Однако и то и другое предприятие в те постперестроечные годы штормило так, что люди разбегались кто куда. Вот так Игорь и стал монтёром пути, а через 7 лет его назначили бригадиром, и в этой должности он уже 22 года.

За эти годы, вспоминает он, случалось всякое и уйти отсюда порывался не раз, но что-то всегда останавливало. Быть может, то воспитание, которое у него было ещё советским и не позволяло бегать с места на место. А может, и тот дух, который сложился в родном коллективе. «Обстановка на работе с годами меняется, но мы всегда можем и пошутить друг с другом, и посмеяться, — с улыбкой говорит он. – Может, на этом и держимся».

Сегодня в бригаде текущего содержания путей трудятся 14 человек во главе с двумя бригадирами. По факту, конечно, на смену нередко выходит меньше: кто-то в отпуске, кто-то на больничном. Но на выполнение полученного наряда это ни в коей мере не влияет, ведь главная задача монтёров пути — обеспечение безопасного пропуска подвижного состава по всему закреплённому за ними участку. Ни много ни мало это 12 километров пути в нашем обычном понимании и 40 – в понимании путейцев, у которых счёт ведётся не по километражу дистанции, а по километражу уложенных на ней железнодорожный путей. К примеру, в том месте, где мы сейчас стоим, показывают они мне, три пути, дальше они сходятся в два, на самой станции Егозово их шесть. И каждый метр, даже сантиметр рельсов, шпал, бруса, болтовые скрепления и  всех остальные узлы и оборудование всегда должны быть исправны, поэтому работы у бригады Игоря Васильевича хватает. А помимо ремонта и замены изношенных конструкций, они подсыпают щебень, окашивают траву, зимой с помощью специальной техники чистят снег и т. д. и т. п.

Но неужели железнодорожные пути так часто нуждаются в ремонте? На мой взгляд простого обывателя, это монументальное сооружение из стали и бетона гораздо крепче и прочнее, чем, допустим, асфальтированная автодорога. Всё так и есть, поясняет мне Игорь Васильевич, но  от тяжести длиннющих составов, которых за сутки по участку проходит очень много, даже такой прочный металл изнашивается. И возвращаясь к теме Егозовского переезда, он рассказывает, почему при видимости полного порядка со стороны проезжающих автомобилистов там так часто работают путейцы. «В этом месте поезда давят на рельсы, машины – на уложенный между ними  резинокордовый настил, — рассказывает мой собеседник, – а заниматься работами там очень сложно, потому что остановить надолго поток автотранспорта невозможно».

Что ж, вполне исчерпывающий ответ на мой вопрос, озвученный в самом начале этого повествования. Быть может, теперь, когда меня «подковали» по этой теме, я гораздо терпимее буду относиться к остановкам перед переездом: ведь всё, что там происходит, делается ради безопасности – и поездов, и автомобилей, и в первую очередь – нас, находящихся в них людей.

Покидая же место встречи во время короткой передышки путейцев в работе (при этом окончательно «зажарившись» на солнышке), я не могу не поинтересоваться у Игоря Васильевича, как часто он сам бывает пассажиром поезда. С улыбкой он отвечает: «Нечасто. Обычно езжу на учёбу в Новокузнецк или Новосибирск. Самая дальняя поездка у меня была в Грузию, в Тбилиси, где я служил в армии и откуда потом возвращался домой. Но планы на будущее в этом смысле есть».

Накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника — мне, конечно же, остаётся пожелать, чтобы эти планы сбылись. А пока машинисты пролетающих мимо поездов приветствуют путейцев коротким гудком локомотива, и Игорь Василевич в ответ поднимает руку. Неважно, что они незнакомы и вряд ли когда-либо пересекутся в другом месте, — ведь те и другие работают в одной связке и делают одно дело. С праздником всех!

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

2,5 миллиона тонн рельсов ежегодно укладывают монтёры пути по всей стране. Более 80 тысяч представителей этой профессии сегодня работают на российских железных дорогах.

Добавить комментарий