Этот железнодорожный переезд, известный в народе как Егозовский, хорошо знаком каждому из жителей района, да и города тоже. Уверена, каждому из нас неоднократно приходилось сидеть перед ним в своём автомобиле, чертыхаясь и с тоской глядя на часы, когда опустившийся перед носом шлагбаум или хвост огромной вереницы машин надёжно запирал дальнейший путь…
Знакомая картина, не правда ли? И ведь далеко не всегда причиной такой незапланированной остановки бывает, к примеру, товарняк с бесконечным количеством вагонов. Нередко путь машинам преграждают люди в оранжевых жилетах с рабочим инструментом в руках. «Ну вот что они там постоянно ковыряются? — порой с отчаянием, когда катастрофически уже опаздываю на какой-то выезд, думаю я в такие моменты. – И на той неделе что-то делали, и вчера, и сегодня…».
Но теперь я знаю ответ на свой вопрос по поводу того, сколько можно наводить порядок на этом, в сущности, небольшом клочке земли с проложенными по нему рельсами. Звучит он так: «Всегда!». А услышала я его от Игоря Васильевича Капитулы, бригадира по текущему содержанию путей. Более того, встретившись с ним неподалёку от одного из полустанков Беловского участка дистанции пути, я смогла побывать в шкуре всех его коллег. Совсем чуть-чуть, конечно, с ручкой и ежедневником в руках, а не с рабочим инструментом монтёров-путейцев, занимающихся тяжёлым физическим трудом. Но и этого мне вполне хватило, чтобы ощутить все его «прелести» под палящим солнцем, лучи которого в тот день несли на землю обжигающий зной…
А ещё ведь у нас бывает лютая январская стужа, пронизывающий до костей шквальный ветер, проливной дождь и всякие другие неприятные природные явления… И противостоят путейцы непогоде не просто так, а с кувалдой, ломом, лапой для выдёргивания костылей в руках: полученное задание должно быть неукоснительно выполнено в любых условиях. Это какую же крепость тела и духа надо иметь, чтобы работать в таких условиях годами, десятилетиями, как это делают Игорь Васильевич и его товарищи по бригаде — Анатолий Саватеев, Павел Рязанцев, Олег Саяпин, Гарик Куранян, Рустам Кадыров, Алексей и Александр Гимаджиевы. Они пришли работать на железную дорогу в труднейшие 90-е, рассказывает бригадир, когда все практически все предприятия в округе перестали выплачивать зарплату деньгами, а здесь их давали. «Как пришли в разруху, так и «заякорились», — говорит он. Однако с тех пор многое изменилось, но мужчины, большинство из которых и живёт в одном посёлке – в Восходящем, так и остались на своих рабочих местах.
К примеру, сам Игорь Капитула на «железке» — с 1994 года. В то время он был совсем ещё молодым. Выросший в посёлке Горняк парень, вернувшись после службы в армии домой, пытался поискать счастья в городе – сначала на заводе «Кузбассэлемент», потом в ПАТП. Однако и то и другое предприятие в те постперестроечные годы штормило так, что люди разбегались кто куда. Вот так Игорь и стал монтёром пути, а через 7 лет его назначили бригадиром, и в этой должности он уже 22 года.
За эти годы, вспоминает он, случалось всякое и уйти отсюда порывался не раз, но что-то всегда останавливало. Быть может, то воспитание, которое у него было ещё советским и не позволяло бегать с места на место. А может, и тот дух, который сложился в родном коллективе. «Обстановка на работе с годами меняется, но мы всегда можем и пошутить друг с другом, и посмеяться, — с улыбкой говорит он. – Может, на этом и держимся».
Сегодня в бригаде текущего содержания путей трудятся 14 человек во главе с двумя бригадирами. По факту, конечно, на смену нередко выходит меньше: кто-то в отпуске, кто-то на больничном. Но на выполнение полученного наряда это ни в коей мере не влияет, ведь главная задача монтёров пути — обеспечение безопасного пропуска подвижного состава по всему закреплённому за ними участку. Ни много ни мало это 12 километров пути в нашем обычном понимании и 40 – в понимании путейцев, у которых счёт ведётся не по километражу дистанции, а по километражу уложенных на ней железнодорожный путей. К примеру, в том месте, где мы сейчас стоим, показывают они мне, три пути, дальше они сходятся в два, на самой станции Егозово их шесть. И каждый метр, даже сантиметр рельсов, шпал, бруса, болтовые скрепления и всех остальные узлы и оборудование всегда должны быть исправны, поэтому работы у бригады Игоря Васильевича хватает. А помимо ремонта и замены изношенных конструкций, они подсыпают щебень, окашивают траву, зимой с помощью специальной техники чистят снег и т. д. и т. п.
Но неужели железнодорожные пути так часто нуждаются в ремонте? На мой взгляд простого обывателя, это монументальное сооружение из стали и бетона гораздо крепче и прочнее, чем, допустим, асфальтированная автодорога. Всё так и есть, поясняет мне Игорь Васильевич, но от тяжести длиннющих составов, которых за сутки по участку проходит очень много, даже такой прочный металл изнашивается. И возвращаясь к теме Егозовского переезда, он рассказывает, почему при видимости полного порядка со стороны проезжающих автомобилистов там так часто работают путейцы. «В этом месте поезда давят на рельсы, машины – на уложенный между ними резинокордовый настил, — рассказывает мой собеседник, – а заниматься работами там очень сложно, потому что остановить надолго поток автотранспорта невозможно».
Что ж, вполне исчерпывающий ответ на мой вопрос, озвученный в самом начале этого повествования. Быть может, теперь, когда меня «подковали» по этой теме, я гораздо терпимее буду относиться к остановкам перед переездом: ведь всё, что там происходит, делается ради безопасности – и поездов, и автомобилей, и в первую очередь – нас, находящихся в них людей.
Покидая же место встречи во время короткой передышки путейцев в работе (при этом окончательно «зажарившись» на солнышке), я не могу не поинтересоваться у Игоря Васильевича, как часто он сам бывает пассажиром поезда. С улыбкой он отвечает: «Нечасто. Обычно езжу на учёбу в Новокузнецк или Новосибирск. Самая дальняя поездка у меня была в Грузию, в Тбилиси, где я служил в армии и откуда потом возвращался домой. Но планы на будущее в этом смысле есть».
Накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника — мне, конечно же, остаётся пожелать, чтобы эти планы сбылись. А пока машинисты пролетающих мимо поездов приветствуют путейцев коротким гудком локомотива, и Игорь Василевич в ответ поднимает руку. Неважно, что они незнакомы и вряд ли когда-либо пересекутся в другом месте, — ведь те и другие работают в одной связке и делают одно дело. С праздником всех!
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.
2,5 миллиона тонн рельсов ежегодно укладывают монтёры пути по всей стране. Более 80 тысяч представителей этой профессии сегодня работают на российских железных дорогах.