Что такое отчаяние, страх, апатия ленинск-кузнечанин Владимир Девятов знает не понаслышке, ведь шесть лет назад его жизнь кардинально изменилась. Спустя год после рождения сына Александра врачи диагностировали у малыша расстройство аутистического спектра. Поначалу многодетный отец не знал, что делать. Но осознав, что нельзя опускать руки, решение нашёл. Владимир начал заниматься развитием сына самостоятельно и на первых порах действовал интуитивно, ориентируясь на имеющийся опыт отцовства.

Что делать, подсказало отцовское сердце

Саша родился в 2017 году. Для Владимира и его супруги Алёны, которые всегда мечтали о большой и дружной семье, это был долгожданный третий ребёнок. В повседневной суете молодые родители не сразу заметили, что их малыш будто в себе: не обращает внимания на звуки, на то, что происходит вокруг… Позднее Владимир узнал, что такие симптомы характерны для детей с диагнозом «аутизм», но до пяти лет детям диагностируют расстройство аутистического спектра.

«Сейчас уже легче вспоминать то время, когда с моим сыном отказывались заниматься специалисты, когда его не принимали в детский сад. Я пребывал в растерянности, было очень тяжело психологически. Именно тогда я начал сам заниматься с сыном: делал то, что подсказывало сердце. Брал его ручки в свои ладони и показывал упражнение. Со временем он делал это уже сам. Происходило это не за день и не за два, на отработку большинства навыков уходило больше месяца», — вспоминает Владимир.

По словам многодетного отца, у него было всего пять секунд на то, чтобы заинтересовать сына и побудить его сделать какое-либо упражнение. Если не получалось одно, он упорно пробовал вместе с ним сделать что-то другое. Вместе с папой мальчик писал, рисовал, лепил из пластилина и делал многое другое. Всё было не зря, так как результат был очевиден для всех, кто окружал семью Девятовых.

Позднее Саша дважды проходил реабилитацию в Израиле. Там Владимир видел, как работают с детьми, перенимал опыт иностранных специалистов, а потом на практике использовал эти знания самостоятельно. Постепенно возникло желание помогать развиваться и адаптироваться к жизни в обществе и другим детям с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями сенсорной интеграции.

Новые горизонты

Долгое время Владимир следил в Интернете за Романом Петрушиным, специалистом по двигательной терапии и сенсорной интеграции. Его авторская методика, по мнению ленинск-кузнечанина, приближена к той, которую используют в Израиле. А год назад Владимир прошёл обучение онлайн и стал сертифицированным специалистом по двигательной терапии (АФК) и сенсорной интеграции. Теперь он помогает не только своему сыну, но и другим детям с нарушениями и задержками развития. За год Владимир добился значительных результатов. К нему на занятия регулярно приходят 11 ребят. Это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дошкольники, которым необходимо научиться концентрироваться перед тем, как пойти в первый класс.

«Диплом мне был необходим, чтобы мне доверяли как специалисту. Однако, как показывает практика, родители, которые приводят ко мне своих детей, не спрашивают диплом. Они смотрят на то, как я работаю, на результат моего труда. Я считаю, что я хороший специалист не потому, что у меня есть специальное образование, а потому что прошёл этот нелёгкий путь сам и хорошо понимаю, что чувствуют родители», — делится своими наблюдениями Владимир.

Больше всего его радует тот факт, что родители прислушиваются к нему, меняют своё поведение и замечают изменения в поведении своих детей уже после первого или второго занятия. К примеру, когда у ребёнка присутствует стереотипия, он может крутить одну крышку целый день, но затем, проработав это со специалистом,  начинает вовлекаться в другие, более интересные занятия.

Жизненные приоритеты

Сейчас у Владимира график плотный: три дня он трудится в первую смену на шахте им. Тихова машинистом горно-выемочных машин, а вторую половину недели занимается с детьми. Выходные бывают не всегда.

«Признаться, мне не до отдыха. У меня четверо детей. Старшей дочери Еве 11 лет, Артуру – уже 10, Саше – 6, а Славе – 4 года. С Сашей я занимаюсь до начала занятий с другими детьми, потом моя мама или жена забирают его. А уже после работы вместе со всеми детьми мы идём на улицу гулять. Я стремлюсь к тому, чтобы мои дети общались со сверстниками, считаю, что социализация важна, особенно для моего Саши, ведь дети с расстройствами аутистического спектра редко идут на контакт, игнорируют других детей и взрослых. Я ломаю эту систему», — говорит 32-летний многодетный отец.

Семья у Девятовых большая. И глава семейства уверен, что так жить веселее. Владимир и Алёна поддерживают друг друга во всём, а старшие дети охотно им в этом помогают. Владимир мечтает о том, что когда-нибудь у него появится возможность оставить работу в шахте и полностью посвятить себя детям. Он чувствует, что им его помощь очень нужна, да и сам с ними обрёл дело по душе: «Возможно, благодаря сыну я нашел своё призвание, ведь наверняка оно есть у каждого, только не все его ищут».

Сейчас Саша Девятов умеет писать, читать, говорит короткими предложениями, посещает логопедическую группу в детском саду, пробует вести диалог. Владимир верит, что всё будет хорошо, ведь когда-то один из дефектологов говорил, что Саша не сможет ровно сидеть на стульчике и совсем не заговорит.

«Родители должны искать специалистов и верить, что ребёнок станет самостоятельным, найдёт себя в обществе и будет счастлив. Я не знаю, кем станут мои дети. Мне кажется, что им некогда об этом сейчас подумать. Школа, уроки, секции, домашние какие-то хлопоты…Но мне было бы приятно, если бы они продолжили мою работу с детьми», — делится  своими мыслями отец.

Помогая другим, помогаешь себе

Первый благотворительный концерт, который не так давно организовал Владимир для своих воспитанников и их родителей, посетили более 60 человек. Программа была насыщенной: танцы, песни, мыльные пузыри, воздушные шары и букеты из чупа-чупсов.

Зрителям всё понравилось, и теперь он мечтает время от времени устраивать такие праздники, тем более что в настоящее время благотворительность — не пустые слова для тех, кто имеет возможность радовать других.

«Видя улыбки детей, я был почти так же счастлив, как и три года назад, когда впервые услышал голос своего сына, который, сидя на берегу реки, бросал камушки в воду и считал их», — радостно говорит отец, нашедший в детях своё настоящее призвание.

Анна Щур.

Фото автора и из архива Владимира Девятова.

Добавить комментарий