Завтра, 13 апреля, в мире отмечают день рождения троллейбуса. Он появился на улицах почти полтора века назад. А нашему ленинск-кузнецкому троллейбусу скоро исполнится 40 лет. «Даёшь Ленинску экологически чистый транспорт!» — под таким девизом начала свою трудовую деятельность «рогатая» машина в нашем городе. На первых безрельсовых трамваях хотели прокатиться и дети, и взрослые, а особым шиком в то время считалось подвезти на троллейбусе девушку. Порой слишком рьяных катальщиков кондукторам на третьем, а то и четвертом круге приходилось высаживать силой. «Имейте совесть, граждане! Остальные тоже хотят покататься», — улыбаясь, объясняли они. За годы работы любимый ленинск-кузнечанами общественный транспорт успел технически эволюционировать и даже немного преобразиться. Неизменным осталось одно – он, как и прежде, остался востребованным у горожан.

Троллейбус придумали англичане ещё в позапрошлом веке, в 1880 году. А вот первыми в нашей стране чудо-транспорт увидели жители северной столицы. Произошло это в 1902 году.

Казалось бы, на фоне своих собратьев ленинск-кузнецкий троллейбус выглядит ещё совсем безусым юнцом, да только меньше чем через год наш «рогатый» отметит свой очередной сорокалетний юбилей.

В документах, хранящихся в архивах АО «Горэлектротранспорт г. Ленинска-Кузнецкого», есть сведения о том, что первые троллейбусы в Ленинске-Кузнецком были запущены 11 января 1984 года. А за две недели до этого события, 25 декабря, на площади Победы прошёл митинг, посвященный открытию троллейбусного движения.

За рулём «двоечки»

Колышки под строительство будущей площадки троллейбусного депо вбил геодезист Полысаевского стройуправления Анатолий Давыдович. В газетной заметке того времени писали, что на строительство было потрачено около 4 млн рублей, смонтировано более 20 км троллейбусных линий и уложено 30 км электрокабеля. И первой в работу была запущена тяговая подстанция №2 (специальная электроустановка, предназначенная для понижения электрического напряжения). Первый маршрут троллейбуса, который остался неизменным и по сей день, пролегал от центрального рынка и до поселка Дачный. Сесть за руль новенького экологически чистого транспортного средства поручили водителю с большим стажем Николаю Дмитриевичу Кошману.

В том же году вслед за «двоечкой» в эксплуатацию ввели ещё две подстанции — №1 и №3. Старожилы Ленинска-Кузнецкого вспоминают, что первые троллейбусы были очень уж похожи на нынешние. Бело-синего цвета кузов, а в салоне — удобные мягкие сиденья. Чтобы пассажиры знали, кто находится за рулём, имелась табличка с указанием имени и фамилии водителя и кондуктора.

Даже в тяжелые 90-е годы городской троллейбус смог выстоять без особых потерь, однако проект строительства новой линии, которая должна была пролегать от камвольно-суконного комбината до шахты им. 7 Ноября, пришлось на полпути заморозить.

Чтоб не хворал «железный конь»

Пока Ленинск-Кузнецкая троллейбусная сеть, как и четыре десятилетия тому назад, состоит из трёх маршрутов, соединяющих между собой район бывшего КСК, центр города, шахту им. С.М. Кирова, центральный рынок и посёлок Дачный. В парке числятся 30 троллейбусов: марки ЗиУ-682 и БТЗ. Но ежедневно на маршрут выходят, как правило, не больше 24-26 машин.

Хоть некоторые и называют троллейбус «железным конём», но и он требует ремонта и ухода. Начальник службы подвижного состава Александр Корнилов знает не понаслышке, чем «хворают» его подопечные. Иногда из строя выходят даже самые сравнительно молодые  – 2013 года выпуска – машины. Что уж говорить о тридцатилетних «старичках». «В задачи скорой технической помощи входят не только срочный ремонт троллейбусных  узлов и агрегатов, но и эвакуация машин  в ремонтное депо», — рассказывает он. Всего в ремзоне, где машины возвращают к жизни, трудятся 52 мастера.

По новому маршруту

В ноябре прошлого года в нашем городе приступили к строительству ещё одной – четвертой по счёту — троллейбусной ветки, и окольцует она второй микрорайон. Маршрут, которому, кстати, уже присвоен номер 4, будет пролегать  через  центральный рынок, парк им. Горького, первый микрорайон,  пр. Кольчугинский, ул. Юргинская и Пирогова, квартал «Профсоюзный», а обратно — по ул. Топкинская и пр. Текстильщиков. Новую линию планируют запустить в августе 2023 года.

Вдумайтесь: за один день городские троллейбусы совершают почти 450 рейсов. Они перевозят сотни горожан из одной точки в другую. Что касается нового троллейбусного маршрута, то «рогатый» под №4 будет выполнять более ста рейсов ежедневно. В планах у Горэлектротранспорта на следующий год — запустить ещё один новый маршрут в сторону Лесного городка. Троллейбусы, которые планируют приобрести,  будут на автономном ходу с дальностью пробега до 30 км.

Вернут в троллейбусы и старые добрые компостеры. Конечно, они будут кардинально отличаться от своих старых советских собратьев. Сейчас установка современных устройств бесконтактной оплаты — валидаторов – находится в стадии пилотного проекта. До конца этого года все троллейбусы будут оснащены валидаторами. Установят их на поручнях при входе в салон.

Марина Левкович.

Фото автора.

Изначально троллейбусы планировали запускать только в крупных городах-миллионниках с большими пассажиропотоками. И наш город явно не входил в этот список. Только позже было принято решение построить в г. Новокуйбышевск, Черкесск, Новочебоксарск, Видное и Ленинск-Кузнецкий троллейбусные системы, хотя количество жителей в каждом из них в 70-80-х годах едва достигало 100 тыс. человек.

В переводе с английского языка слово «троллейбус» переводится как «безрельсовое транспортное средство».

Добавить комментарий