«Всё течёт, всё меняется…», — и сегодня Владимир Гильдт, киномеханик из с. Панфилово, с тоской вспоминает те времена, когда почти каждый трудовой день в их селе заканчивался показом кинофильма. Всё это постепенно и с годами кануло в Лету. Теперь большинство селян предпочитают смотреть фильмы дома — на голубом экране — или же отправляются за новыми эмоциями в городской кинотеатр…
«Пусти не за пятак — просто так!»
А ведь было время, когда у Панфиловского ДК выстраивалась очередь из желающих посмотреть фильм. В конце 70-х годов здесь ежедневно, кроме понедельника – выходного дня, «крутили» кино- и мультфильмы. Что примечательно, почти каждый прокат киноленты собирал не одну сотню человек. Причём о предстоящем событии – показе нового захватывающего фильма – земляков оповещали заблаговременно, расклеивая яркие афиши с названием кинокартины и временем начала сеанса.
Владимир Викторович устроился в местный ДК киномехаником ещё до армии, в 1979 году, когда стоимость билета в кино сегодня у современной молодежи, наверное, вызвала бы смех. «Взрослый билет тогда 20 копеек стоил. А если перед показом крутили кинохронику, во время которой люди узнавали о новых достижениях нашей страны, региона, то приходилось доплачивать ещё 10 копеек», — вспоминает он.
Ещё меньше — всего-навсего 5 копеек — стоил детский билет, но порой у панфиловской детворы даже и этих денег не было в кармане. И на какие только ухищрения ни шли они тогда, чтобы хоть одним глазком увидеть новую серию мультипликационного фильма. Кто-то из ребят пытался тайком проскользнуть в зал, а самые настойчивые и смелые упрашивали пустить их «не за пятак, а просто так» на свободные места.
Пятнадцать кило за десять минут
Прошли те времена, когда индийские кинокартины «Танцор диско», «Месть и закон», «Зита и Гита» (это лишь малая часть фильмов, на просмотр которых в клуб приходили даже со своими стульями) помогали собрать нужную для выполнения плана денежную выручку. Теперь, по словам опытного киномеханика, лихо закрученными сюжетами, красочными костюмами, эмоциональной игрой артистов и звонкими песнями никого не удивить.
А ведь Владимир Гильдт до сих пор помнит, с каким фурором в 1980 году прошёл в селе Панфилово праздник, посвящённый Дню кино, во время которого состоялись премьеры сразу пяти кинолент. «Я не знаю почему, но из всех кинопоказов, которые я тогда «крутил», в память мне врезался японский художественный фильм ужасов «Легенда о динозавре», — рассказывает он. – Наверное, потому, что он в корне отличался от тех привычных добрых фильмов, к которым мы так привыкли».
Прежде чем несколько десятков железных банок с новыми киноплёнками передали Владимиру Викторовичу, вышестоящее руководство строго-настрого наказало ему беречь их от малейших повреждений. «Так получилось, что именно нашему селу выпала честь первыми устроить праздничный киносеанс. А ведь эти фильмы даже в кемеровских кинотеатрах ещё не показывали, — вспоминает работник культуры. – Начали мы показ в 10 часов утра и закончили примерно часов в 10 вечера».
Именно тогда, во время 12-часового кинопоказа, молодой киномеханик Владимир Гильдт получил колоссальный опыт. «Представьте себе гору жестяных коробок с кинопленками, каждая из которых весила около пятнадцати килограммов, — рассказывает мой собеседник. – Чтобы «прокрутить» один фильм, требуется 5-6 таких коробок, которые мы называем частями. А если серий – две, значит, и частей в два раза больше. Каждую часть нужно было перемотать, распределить на две большие бобины». При этом киномеханик ещё и успевал проверять плёнку на предмет повреждений — царапин, надсечек.
Курьеры-добровольцы
Навряд ли сегодня Владимир Гильдт сможет сосчитать километры перемотанной и склеенной им пленки — что уж говорить о банках с кинолентами, что перевёз и перетаскал он вместе с коллегой из Новогеоргиевского ДК! «С Геннадием Дмитриевичем Труновым на «УАЗике» мы «избороздили» почти весь Ленинск-Кузнецкий район, — вспоминает он. – Сначала собирали бобины с кинопленкой по Домам культуры. Когда кузов доверху заполнялся, увозили их в Беловский кинопрокат, меняли на новые фильмы и опять развозили их по ДК. И так два раза в месяц».
Давно канули в прошлое огромные бобины с кинопленками, теперь их можно увидеть разве что в каком-нибудь кинематографическом музее. Сегодня фильмокопии «Весо» от 60 до 300 гигабайт на Владимиру Викторовичу присылают на электронную почту. А место киноаппаратуры для показа фильмов занял малогабаритный ноутбук, управлять которым опытному киномеханику не составляет большого труда. По его словам, начиная примерно с 2015 года, бездушная цифровая фильмотека прочно вошла в жизнь и Панфиловского ДК. Что интересно, современному мультиплексу потребовалось совсем немного места – сервисную расположили почти в центре зрительного зала, а раньше аппаратура находилась в отдельной и просторной комнате, находившейся над зрительным залом.
…Одно время уходит, другое приходит. Благодаря Интернету кино теперь можно смотреть не только дома, но и в транспорте, в кафе и вообще где угодно. Профессия «киночародеев» постепенно уходит в прошлое. На киносеансы, которые проходят в зрительном зале ДК, захаживает всё меньше зрителей. Но несмотря ни на что, Владимир Викторович продолжает с воодушевлением, как и двадцать лет тому назад, показывать отечественные и зарубежные киношедевры на большом экране.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора и из интернет-источников.
Международный день кино – это не только праздник работников этого удивительного искусства, но и его любителей по всему миру.
История создания кино началась ещё в 1895 году, когда братья Люмьер запатентовали изобретенный ими аппарат-синематограф. В этом же году на конференции, посвященной развитию французской фотопромышленности, впервые на большом экране зрителям был показан документальный короткометражный фильм «Выход рабочих с фабрики».
28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» прошел первый платный киносеанс из десяти фильмов. Именно этот день и был выбран в качестве даты праздника.