К сельским учителям я всегда относилась с большим уважением — сама училась в сельской школе. С годами это чувство во мне только окрепло, и к нему прибавилась бесконечная благодарность за те знания и нравственные основы человеческого бытия вообще, которые они в меня вложили. И мне тем более приятно и радостно, когда в силу своей профессии я продолжаю общаться с теми, для кого учительство стало делом всей жизни. Сегодня я расскажу вам, уважаемые читатели, об ещё одной, на мой взгляд, не просто интересной, а по-настоящему удивительной судьбе и её хозяйке – Ирине Леонидовне Тумановой, учителе в третьем поколении, из села Драчёнино.

В качестве небольшого предисловия скажу о том, что это уже далеко не первый случай в моей практике, когда на страницах нашей газеты выходят мои публикации, посвящённые людям из одной семьи. Чаще всего у этих материалов разные темы и направленность, и это только в очередной раз подтверждает, что, как правило, именно семья становится путеводной звездой в нашем земном существовании.

В предыдущие годы я уже рассказывала о муже Ирины Леонидовны  — Андрее Александровиче  — и её свекрови — Калерии Михайловне – Тумановых. И я очень удивилась, узнав о предыстории появления этой маленькой, хрупкой женщины в нашей сибирской глубинке.

…Ирина Кожинова (девичья фамилия) родилась в семье потомственного учителя и кадрового офицера. Это произошло в посёлке Горелово, который вскоре стал историческим районом города Ленинграда. Мама Ирины  преподавала немецкий и французский языки, её дедушка и бабушка по линии мамы тоже были педагогами. Дед, Николай Иванович Верещагин, вёл уроки биологии, черчения и рисования, при этом, вспоминает Ирина Леонидовна,   был страстным путешественником и  исследователем. К примеру, выращивал в северных широтах виноград и неоднократно награждался медалями ВДНХ – Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Бабушка была учителем истории,  а потом много лет работала директором детского дома, и в их собственном доме всегда было много её воспитанников.

Знает Ирина Леонидовна и о том, кем были её прадеды, что сегодня  довольно большая редкость. Отцовский род восходит от крестьян, прабабушка по матери работала лаборантом на винном заводе, а прадед Иван Васильевич был управляющим этого завода. Во время Первой мировой войны он служил на Китайско-Восточной железной дороге, а во время гражданской погиб в Китае. Несомненно, такая богатая родословная могла предвещать замечательное будущее и маленькой Ирине Кожиновой. И оно, как известно сегодня, таким и вышло. Однако несколько иным путём, чем рисовалось Ирине Леонидовне в юности.

Её детство проходило в военных городках огромного Советского Союза. После многочисленных переездов из одного мегаполиса в другой, среди которых были Ленинград, Киев, Владивосток, семья Кожиновых наконец-то осела в Толмачёво близ Новосибирска. Здесь Ирина и окончила десятилетку. Как ни странно, её мама не хотела, чтобы она стала учителем, а сама девушка всерьёз была увлечена биологией и мечтала стать учёным-генетиком. Поступив в Новосибирский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, уже с первых курсов она начала работать в институте цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук. «Тогда так делали все студенты, которые планировали заниматься научной деятельностью, — рассказывает Ирина Леонидовна. – Много лет спустя в Академгородке работали и мои сыновья, ставшие студентами…». Надо же, какое совпадение, может показаться на первый взгляд! Но на самом деле не было здесь ни совпадений, ни случайностей. Просто, наверное, ещё на  генетическом уровне во всех поколениях семьи переплелись самые лучшие качества и устремления их представителей. И каждое из последующих добивается того, чего по каким-то причинам не смогло достичь предыдущее.

…На пятом курсе института Ирина вышла замуж за своего однокурсника Андрея Туманова и после получения диплома уехала с ним на его малую родину – в кузбасское село Драчёнино. На мой откровенный вопрос о том, как она решила расстаться со своей мечтой, Ирина Леонидовна так же откровенно отвечает: «Я же из семьи военных. У меня всю жизнь мама ездила за папой, поэтому, наверное, где-то на уровне подсознания отложилось, что жена должна всюду следовать за мужем. А к тому же Андрей был настолько увлечён землёй, что я знала: без этого он не сможет. А я без науки смогу. К тому времени уже поняла, что я — хороший «делатель», исполняющий работу, но не открыватель. И от того, что я уйду из науки, она ничего не потеряет…».

Вот так в 1984 году Ирина, теперь уже Туманова, вместе с мужем оказалась в Драчёнино. Сначала устроилась агрономом, но уже в следующем году перешла работать в школу, где требовался учитель химии. Без отрыва от работы в ускоренном режиме – за три года – окончила Новосибирский государственный педагогический институт и всё это время учит ребятишек химии и биологии. При этом вот уже 22 года она  — заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Не всё давалось сразу и легко, признаётся Ирина Леонидовна, но у неё был самый достойный пример для подражания. «Моя мама была для меня самым строгим судьёй и критиком, — говорит учитель почти с 40-летним стажем работы. — Ещё в молодости по случаю она сказала мне: «Можешь идти в учителя»…

Сегодня Ирина Леонидовна – почётный работник общего образования РФ, она награждена медалью «За особый вклад в развитие Ленинск-Кузнецкого района», в её активе – призовое место в районном конкурсе «Учитель года» и наставничество, которое её более молодым коллегам помогло тоже отличиться на местном и областном уровнях состязания в профмастерстве. Но, как считает она сама, самая большая награда за её труд – это взаимопонимание с учениками. «На работе ты вкладываешь душу во всех, — делится со мной своими размышлениями Ирина Леонидовна. – Но есть дети, с которыми ты находишься на одной волне, и с ними устанавливается наиболее тесная связь. Причём неважно, как они учатся. Главное – чтобы совпадало отношение к людям, к жизни, к какой-то определённой ситуации. И ещё я хочу отметить, что работаю с очень хорошим коллективом – давно уже сложившимся и слаженным во всех смыслах».

Наша встреча проходит в школьном кабинете, где я сижу за первой партой, а Ирина Леонидовна, как и положено, — на учительском месте. Всё это, вместе со стенами кабинета, увешанными учебными пособиями, и с доской, на которой остались записи мелом с последнего урока, навевает на меня ностальгические воспоминания о школьных годах, а потому мои вопросы сыплются один за другим. В её ответах всплывают очень интересные факты и увлекательные истории, в том числе и связанные с учениками. Их хочется слушать и слушать. Но мне, конечно же, очень важно узнать и о другом: как сложилась женская судьба Ирины Леонидовны? Не пожалела ли она о том шаге, который когда-то сделала столь решительно и бесповоротно?

«Я свой выбор  сделала осознанно, никогда не считала себя жертвой обстоятельств и никогда в этом не раскаивалась», — с лёгкой улыбкой расставляет все точки над «и» моя собеседница. Во-первых, она счастлива тем, что все эти годы живёт с однажды и навсегда выбранным ею человеком. Вместе с Андреем Александровичем они прошли сквозь все испытания житейского моря. Кроме этого, оба они с удовольствием работают на земле, выращивают не только овощи и фрукты, ягоды и цветы, но и имеют небольшой питомник для яблонь. Оба – заядлые книгочеи. Оба теперь вместе скучают по своим внукам и очень радуются встречам с ними. Все четверо ещё дошколята, но уже читают… квантовую физику для малышей!

Разве такое бывает, спросите вы? Выходит, бывает. Когда папы и мамы у этих малышей – учёные. Оба сына Ирины Леонидовны и Андрея Александровича сначала окончили известную всем новосибирскую физико-математическую школу в Новосибирске, а потом – знаменитый физтех Новосибирского госуниверситета и защитили кандидатские диссертации. Старший, Николай, — профессор Намюрского университета в Бельгии. Он занимается исследовательской работой в области кристаллографии и ведёт курсы. Младший, Иван, — специалист в химии твёрдого тела и тоже преподаёт. Так вот, оказывается, о каких внуках мне рассказывала несколько лет назад Калерия Михайловна!  Ну и как вам такой «закон сохранения   энергии» на генетическом уровне? Вот уж поистине: энергия не может быть ни создана, ни уничтожена – она только преобразовывается из одной формы в другую…

А мне ко всему сказанному хочется добавить ещё одну маленькую деталь. Ирина Леонидовна – такая же страстная путешественница, как и её дед. «Видимо, это передалось мне от него по наследству», — говорит она. Героиня моего повествования уже объехала множество российских регионов, почти всю Европу и побывала на далёких Канарских островах. Нередко в эти странствия они отправляется вместе с мамой: Нина Николаевна, педагог с 44-летним стажем, живёт в одном городе со своим внуком Иваном. И сегодня она имеет полное право гордиться своей дочерью, для которой сама всю жизнь остаётся непререкаемым авторитетом во всём.

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

Добавить комментарий