Нам, корреспондентам газет, всегда приятно получать отклики читателей на наши публикации. Это говорит о том, что наш труд не напрасен и нужен людям. Сегодня я расскажу о том, как благодаря газете «Ленинск ТВ» смогли встретиться люди, пути-дороги которых не сходились никогда прежде и вряд ли пересеклись бы в будущем. Но было у них одно связывающее их крепко-накрепко начало – малая родина. Фактически забытая богом и людьми, она до сих пор будоражит их память, вызывает в них самые пронзительные и живые чувства и объединяет всех, чьи корни идут оттуда…

В начале февраля к нам в редакцию пришёл ленинск-кузнечанин Анатолий Иванов. Прочитав в одном из номеров о труженице тыла Татьяне Андреевне Рубиной, он очень заинтересовался тем, что она была родом из деревни Долгополово Крапивинского района. «В этой деревне жила моя мать, она была единственной женщиной, призванной из неё на фронт, — рассказал мне Анатолий Николаевич, — Татьяна Андреевна наверняка её знает. Мне бы очень хотелось поговорить с ней…».

Связавшись с Сергеем Рубиным, сыном Татьяны Андреевны, я объяснила ситуацию, и он дал добро на то, чтобы я сообщила его номер телефона Анатолию. Вскоре их встреча с Татьяной Андреевной состоялась, она оставила глубокий след в его душе. А затем в гости к семье Ивановых в свою очередь отправилась я: остаться в стороне от такой истории было просто невозможно; кроме того, меня очень заинтересовал тот факт, что мама Анатолия была фронтовичкой.

«Рубины, мать и сын, приняли меня прекрасно, — начал свой рассказ Анатолий.  – Потом к нам присоединились Александр, второй сын Татьяны Андреевны, вместе с женой. Бабушка оказалась очень общительной и с  удивительной памятью, несмотря на свой солидный возраст. Как только я показал фотографию своей матери, она сразу спросила: «У вас маму Марусей звали?».

А дальше пошли-полились воспоминания, открывая одну за другой «дверцы» в тайниках памяти, где всплывали события, трудно себе даже представить, 80-летней давности и больше…

Маруся

Маруся — Мария Ивановна Тарапкина – была старше Тани Мелякиной (девичья фамилия Татьяны Андреевны) лет на 10-11. Такие расхождения в цифрах выявляются по той причине, что точный год рождения Марии Ивановны неизвестен. В начале прошлого столетия это было вполне нормальным явлением. Документальный учёт среди крестьян в сельской местности, где грамотных людей было, в общем-то, по пальцам пересчитать, вёлся не слишком тщательно. А день рождения младенцев запоминался примерно где-то так: на третий день после Пасхи, за неделю до Ильина дня или ещё проще – в Петров пост.

Фактическим годом рождения Маруси считался 1921-й, а по документам – 1924-й, в котором, как ни странно, было зафиксировано и появление на свет её родного брата. Семья Тарапкиных жила в Мордовии, где в начале 20-х годов прошлого века было очень голодно, и вскоре она перебралась на бескрайние просторы Сибири, осев в деревне Долгополово. В общей сложности у них родились шесть дочерей и два сына. Маруся окончила местную начальную школу, потом за три километра ходила в восьмилетку села Борисово. По тем временам это было серьёзное образование для глубинки, и, возможно, именно это сыграло главную роль в её судьбе. Перед Великой Отечественной войной девушка уже работала в местном колхозе «Парижская коммуна», а в мае 1942 года ей пришла повестка из военкомата.

Примечательно, что в этом же году, чуть позже в армию призвали и брата Марии – Ивана: помните, что они числились с одного года рождения? Более того, в этом же самом году, судя по всему, ушёл на фронт и родной брат Татьяны Мелякиной.

«Невидимое видим, неслышимое слышим…»

Первые полгода Мария Тарапкина провела в городе Горький, где в 25 отдельном запасном радиополку она осваивала военную специальность радиста-разведчика. Как свидетельствует справка из архива Министерства обороны СССР, которую бережно хранит сын Анатолий, 6 октября 1942 года она была зачислена в 541 отдельный радиодивизион  «ОСНАЗ». Выдержка из Википедии гласит: «ОСНАЗ – это группы особого назначения, выполняющие задачи непосредственно на местности, как в тылу противника, так и внутри страны, на рубежах. Могут работать под прикрытием в составе отдельных групп спецназа, парашютно-десантного полка и т. д. Подчиняются непосредственно генштабу. Так что командование на местах проведения спецмероприятий может быть даже не в курсе о реальных задачах группы ОСНАЗ». Известно, что эти подразделения называли во время войны «глаза и уши военной разведки».

Уже потом, спустя много лет после войны, Мария Ивановна будет давать сыну Анатолию уроки немецкого языка и азбуки Морзе. Он хорошо усвоит их, а вместе с ними впитает и то, что мама рассказывала о своей долгой службе. Главной задачей её и сослуживцев было проведение радиоперехватов переговоров между офицерами танковых, пехотных, авиационных дивизий  гитлеровской армии и их дальнейшая расшифровка. В составе манёвренных групп они работали непосредственно на линии фронта, порой в самом пекле боёв и битв. К счастью, бог миловал Марию, и она даже не получила ни одного ранения — в отличие от многих из её однополчан. Как записано в сохранившейся ветеранской книжке Марии Ивановны (их выдавали после войны всем ветеранам этого военного подразделения), в списке погибших и умерших 541-го отдельного радиодивизиона ОСНАЗ числилось 92 человека, в том числе две женщины.

Великую Победу ефрейтор Мария Тарапкина встретила в Берлине. После этого она ещё несла свою воинскую службу до 15 октября 1945-го на территории Чехословакии. Домой вернулась с такими боевыми наградами, как орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина»  и другие. Кстати, её брат-фронтовик Иван тоже выжил на войне. После Победы он остался на Украине, женившись на девушке-еврейке, на глазах у которой повесили её родителей и брата…

Материнские уроки

Но не только Марию из семьи Тарапкиных вспомнила Татьяна Андреевна Рубина во время встречи с Анатолием. Она хорошо знала его тётю Ульяну, с которой во время войны произошла трагедия в местной шахте — вход в неё начинался прямо в горе, вглубь которой уводили рельсы. В одну из рабочих смен девушки начался пожар, и у неё обгорели ноги. А с его тётей Дусей Таня Мелякина училась в одном классе – они были погодками. Вспомнила Татьяна Андреевна и тот неординарный случай, который приключился с дедом Анатолия – Иваном Михайловичем. После того как его «убило молнией», его закопали в землю, чтобы из него вышел заряд, – существовал веками такой старинный обычай. А мужчина, к несказанной радости семьи и всех односельчан, ожил…

Кстати, в доме деда Ивана и бабушки Таси в Долгополово, их внуков в 50-е годы собиралось по 18 человек, вспоминает Анатолий. Всем им хватало места, еды, любви, заботы. Сам он в семье Марии и её супруга Николая Иванова, тоже бывшего фронтовика, был первенцем и родился в 1952 году, через 4 года у него появился брат. В то время родители работали в геологоразведочной экспедиции и кочевали с детьми по Сибири. В 1959 году они обосновались в Ленинске-Кузнецком, и Мария Ивановна до 68-ми лет работала бензозаправщицей – сначала в автоколонне, потом на автобазе.

Каждый год День Победы она встречала с однополчанами – в Москве, Волгограде, Кишинёве… Судя по фотографиям, их собиралось очень много. Они приезжали из столиц и самых дальних уголков братских республик, всего Советского Союза. Увы, но с каждым разом их становилось всё меньше… Связь между ними была неразрывной, они нуждались в ней как в воздухе, потому что вместе пережили самые страшные дни в своей жизни. Анатолий вспоминает, что в детстве и юности по просьбе мамы перед праздниками он подписывал по 150 поздравительных почтовых открыток. Сама Мария Ивановна ушла из жизни в 2000-ом…

Сегодня Анатолий и его семья бережно хранят всё, что осталось от неё, и по крупицам собирают другую информацию – в Интернете, по рассекреченным документам, от единственной оставшейся в живых сестры Валентины, которая тоже давно уже переселилась в Ленинск. Теперь вот к этому присоединились бесценные воспоминания землячки, за которые Анатолий ей так благодарен и признателен.

А в завершение моего повествования ещё раз вернёмся к прошлому. Удивительно, но уроки немецкого и азбуки Морзе Анатолию очень пригодились – во время службы в армии он был радиотелеграфистом. Однако самыми главными материнскими уроками для него, несомненно, стали  другие — любовь, верность, преданность. Как к самому родному на земле человеку, так и к самой этой земле. Вот это и есть истинный патриотизм…

Наталья Артёмкина.

Фото автора.

Добавить комментарий